Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формирования социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта
Фатихова Лидия Фаварисовна
доцент, к.п.н., кафедра педагогики,
Башкирский государственный университет
ул. Заки Валиди, 32, г. Уфа, 450076, (827) 272-63-70
lidiajune@mail.ru
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна
доцент, к.псх.н., кафедра социальной педагогики и социальной работы,
Башкирский государственный университет (Бирский филиал)
ул. Интернациональная, 10, г. Бирск, Республика Башкортостан, 452450, (84784)40421
saifi@inbox.ru
Аннотация
В статье представлен анализ современного состояния проблемы разработки компьютерных обучающих и развивающих игр для детей. Особое внимание авторы статьи уделяют применению компьютерных технологий в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – формированию социальных компетенций как условия адаптации их в социальную среду и успешно функционирования в ней. Дается характеристика разработанной авторами компьютерной игры с применением технологии Flash по формированию социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта. Результаты апробации компьютерной игры «Вижу. Чувствую. Рассуждаю» нашли статистическое подтверждение эффективности ее применения в целях формирования социальной компетентности у младших школьников с нарушениями интеллекта. Результаты исследования позволили обнаружить значимые сдвиги по трем показателям – «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке», «Способность определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» и «Способность осознавать школьную жизнь, фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение». Таким образом, включение компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash эффективно в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта и способствуют формированию у них социальной компетентности.
The article deals with the analysis of present situation in the issue of designing educational and developmental video games for children. Special attention by the authors is given to the use of computer technologies for socialization of children with disabilities - acquiring social competence as a condition for their adaptation to the social environment and successful operation in it. The article describes a Flash game designed by the authors for children with mental disorders to help them acquire social competence. The results of testing a video game I see. I sense. I think find statistical demonstration in the efficiency of its using to develop social competence of junior schoolchildren with mental disorders. The results of the study allows to reveal significant improvement in the following indicators - "Recognition of the emotional state of the characters in the picture story ", "The ability to identify the emotional state of the people in the school situation". Thus, including Flash games in the correctional-development process of children with
mental disorders proves to be effective as it facilitates the development of their social competence.
Ключевые слова
компьютерная игра, дети с нарушением интеллекта, социальная компетентность, социальные компетенции;
computer game, children with mental disorders, social competence.