Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Экспериментальная площадка


Тема эксперимента: «Разработка системы дифференциальной диагностики и коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями».

Актуальность исследования. В последние годы значительно расширились возможности диагностики отклоняющегося развития, обогатился научно-методический и практический опыт в решении задач психолого-педагогической коррекции дошкольников, имеющих нарушения психического развития. В то же время, в связи с появлением множества разнообразных форм сочетанных и парциальных нарушений психического развития у детей, усилилась необходимость в дифференциальной диагностике. Обостряется и проблема разрыва между возможностями детей с интеллектуальными нарушениями и требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам, обучаемости современного школьника. Это диктует необходимость поиска путей оптимизации существующих и разработки новых эффективных способов оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития, в том числе такой категории детей как дошкольники с интеллектуальными нарушениями. Общеизвестно, что дошкольный период является самостоятельным самоценным и в то же время важнейшим в ста-новлении таких психологических новообразований как приемы перцептив-ной и мнемической деятельности, функции наглядных форм мышления. В целом, познавательная деятельность дошкольника как нормально развивающегося, так и с нарушениями интеллектуального развития, претерпевает значительные изменения и имеет сензитивные периоды для коррекции в случае ее недостаточности. От максимального использования педагогом, проводящим коррекцию, потенциальных возможностей ребенка с интеллектуальными нарушениями, зависит реализация и успешность данного ребенка в будущем. Все вышеизложенное позволяет рассматривать проблему нашего эксперимента как актуальную.

Цель исследования: создание эффективной системы диагностической и коррекционной работы, направленной на выявление специфических особенно-стей и коррекцию познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями (с умственной отсталостью и задержкой психического развития).

Объект исследования: познавательная деятельность дошкольников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития).Предмет исследования: разработка системы дифференциальной диагностики и коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития).

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что коррекция познавательной деятельности дошкольников с интеллектуального нарушениями будет более эффективной если:

1) осуществлять ее с учетом обучаемости детей, выявленной в процессе дифференциальной диагностики, проведенной по принципу обучающего эксперимента;

2) направлять коррекционное воздействие на формирование таких общеинтеллектуальных умений как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль и осуществлять коррекционную работу на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Задачи исследования:

1) разработка и апробация методик дифференциальной диагностики познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями;

2) выявление специфических закономерностей развития познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями (с ум-ственной отсталостью и задержкой психического развития);

3) разработка и апробация методик коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями, учитывающей современные психолого-педагогические технологии в области коррекционной педагогики и специальной психологии и программу работы с детьми данной категории, уровня интеллектуального нарушения (умственная отсталость, задержка психического развития), обучаемости детей, их индивидуальных особенностей;

4) проведение контрольных срезов с целью прослеживания динамики развития познавательной деятельности в условиях реализации методики коррекционного воздействия и внесения необходимых коррективов;

5) анализ и обобщение результатов экспериментальной работы и формулирование выводов об эффективности предпринятого воздействия;

6) распространение результатов экспериментальной работы посредством организации и проведения семинаров и участия в научно-практических конференциях по проблемам обучения, воспитания и коррекции детей с проблемами в развитии;

7) подготовка и публикация учебно-методических пособий на основе апробации разработанных методик и обобщения результатов экспериментальной работы.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теория об уровнях актуального и ближайшего развития ребенка с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский, 1982);

- теоретические положения о структуре дефекта (Л.С. Выготский, 1995, Т.А. Власова и М.С. Певзнер, 1973; В.И. Лубовский, 1989; Т.П. Розанова, 1995; др.);- учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин, 2000; Г.М. Дульнев, 1981; В.Г. Петрова, 1968; Н.Я. Талызина, 1988 и др.);

- деятельностный подход к развитию психики в онтогенезе (А.Н. Леонтьев, 1981; А.В. Запорожец, 2000; Д.Б. Эльконин, 1997 и др.).

Методы исследования. В экспериментальной работе по направлению диагностики будет использован комплекс диагностических методик на изучение познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Данные методики включают этап обучающего эксперимента, что обеспечивает выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями и разграничение сходных состояний (умственной отсталости, задержки психического развития и сохранного интеллектуального развития при социально-педагогической запущенности). В комплекс предполагается привнести модифицированные нами методики С.Д. Забрамной, А.Н. Леонтьева, У.В. Ульенковой и др., направленные на исследование приемов перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности.По направлению коррекции будет использована методика коррекции познавательной деятельности, предполагающая формирование у детей с интеллектуальными нарушениями способов общей познавательной деятельности (общеинтеллектуальных умений) на материале приемов перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности. Данная методика будет реализовываться в процессе коррекционно-педагогической работы на занятиях по познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Ожидаемые результаты исследования. В качестве ожидаемых результатов выступят созданные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные методики диагностики и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, которые расширят возможности изучения, коррекции и обучения дошкольников данной категории и позволят проводить более продуктивную работу по подготовке детей к обучению на другой ступени – школьной. В случае если будет достигнут положительный эффект планируемой нами системы дифференциальной диагностики и коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями, будет целесообразной подготовка к публикации материалов экспериментальной работы с целью ее распространения среди ДОУ, воспитывающих детей данной категории.

Предполагаемая научная новизна и практическая значимость исследования. 

Новизна исследования заключается в том, что впервые будет создана методика дифференциальной диагностики детей с интеллектуальными нарушениями, которая будет сочетать в себе задачи дифференциального анализа состояния познавательной деятельности детей данной категории и феноменологического исследования познавательных возможностей каждого ребенка. Кроме того, в методику формирования общеинтеллектуальных умений у детей с интеллектуальными нарушениями предполагается включить все виды познавательной и продуктивной деятельности детей, практикуемые в ДОУ компенсирующего вида, что обеспечит, по нашему мнению, взаимосвязь данных видов деятельности (которые достаточно изолированы друг от друга в настоящий момент) и массированное коррекционное воздействие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами методики дифференциальной диагностики познавательной деятельности и методики коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями могут использоваться в коррекционно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности ДОУ компенсирующего вида.

Сроки эксперимента.

Начало эксперимента – март 2008 года – связано с началом подготовки к эксперименту (подготовка педагогического коллектива ДОУ к экспериментальной деятельности, разработка методик дифференциальной диагностики и др.).

Окончание эксперимента – май 2010 года – связан с обобщением результатов экспериментальной работы и публикацией их в форме методических пособий, статей, распространения разработок посредством докладов на соответствующих семинарах и методических объединениях.

Состав участников эксперимента (Ф.И.О., квалификация и должность участников эксперимента, их функциональные обязанности в данном эксперименте).

В эксперименте примут следующие лица:

1. Фатихова Лидия Фаварисовна – научный руководитель эксперимента, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», будет реализовывать следующие функции в эксперименте:

а) подготовка документации для открытия и организации работы экспериментальной площадки;

б) разработка концепции, программы эксперимента, методики диагностики и коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями;

в) инструктаж педагогических работников, участвующих в эксперименте по реализации задач экспериментальной работы;

г) разработка диагностического инструментария для проведения контрольных срезов;

д) разработка форм работы с родителями дошкольников экспериментальных групп, обобщение результатов экспериментальной работы;

е) разработка путей ее распространения, участие в организации и работе семинаров, посвященных проблеме экспериментальной работы;

ж) подготовка и публикация учебно-методических пособий, статей по проблеме эксперимента, участие в конференциях по проблеме коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями;

з) составление письменных отчетов о проведенной экспериментальной ра-боте и ее результатах.

2. Терехова Марина Николаевна – заведующий детским садом № 42, будет реализовать следующие функции в эксперименте:

а) участие в подготовке документации для открытия и организации работы экспериментальной площадки;

б) обеспечение материально-технического оснащения экспериментальной работы;

в) участие в составлении отчетов о проведенной экспериментальной работе и ее результатах.

3. Агадуллина Гульнара Дамировна - учитель-дефектолог группы №1 (для дошкольников с нарушением интеллекта)

4. Файзуллина Линиза Фанузовна – учитель-дефектолог группы №4 (для дошкольников с задержкой психического развития).

Агадуллина Г.Д. И Файзуллина Л.Ф. будут реализовать следующие функции в эксперименте:

а) разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий на основе предложенной методики коррекции познавательной деятельности до-школьников с интеллектуальными нарушениями;

б) подготовка оборудования к проведению диагностической и коррекционной работы;

в) проведение диагностики по предложенным методикам;

г) проведение коррекционно-развивающих занятий в рамках реализации экспериментальной работы;

д) проведение контрольных срезов для выявления динамики развития по-знавательной деятельности в условиях реализации разработанной методики;

е) ведение дневника экспериментальной работы и заполнение информаци-онно-технологических карт;

ж) работа с родителями дошкольников экспериментальных групп по оптимизации условий познавательного развития детей (беседы, анкетирование родителей).

База эксперимента: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.

Критерии и показатели оценки ожидаемых результатов.

Основными критериями оценки ожидаемых результатов являются следующие:

1) повышение уровня развития познавательных процессов – восприятия, памяти и мышления – формирование новообразований в познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями;

2) уровень владения способами перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности детьми с интеллектуальными нарушениями, уровень сформированности общеинтеллектуальных умений – ориентировки в задании, планирования и самоконтроля;

3) повышение уровня обучаемости детей с интеллектуальными нарушениями.

Показателями оценки ожидаемых результатов экспериментальной работы могут служить следующие:

1) готовность детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) к обучению в СКОУ VIII вида, а детей с задержкой психического развития – в массовой школе;

2) способность дошкольников данной категории переносить усвоенный способ деятельности в новые условия, на решение аналогичных познавательных задач.

Достижения детей по выделенным критериям и показателям должны стать доказательством успешности проведенной экспериментальной работы, а, следовательно, и аргументом в пользу эффективности разработанных методик. Последнее послужит сигналом для распространения созданных методик среди дошкольных образовательных учреждений компенсирующего обучения.

Предшествующая опытно-экспериментальная работа: в данном образовательном учреждении по указанному направлению не велась.

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение эксперимента:

1) Закон РФ «Об образовании»;

2) решение педагогического совета МДОУ «Детский сад № 42 компенси-рующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ о проведении экспериментальной работы от 29 января 2008 г. (выписку из протокола см. в Приложении);

3) приказ по МДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ о проведении экспериментальной работы (копию приказа см. в Приложении);

4) Устав МДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ (см. копию устава в Приложении);

5) предварительные расчеты по кадровому и научному обеспечению экспериментальной работы в МДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ (наличие квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики (справку о кадрах см. в Приложении);

6) договор о научно-методическом и опытно-экспериментальном сотруд-ничестве ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и МДОУ «Детский сад № 42 компенсирующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ;

7) решение кафедры специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» о предоставлении МДОУ «Детский сад № 42 компенси-рующего вида» Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ научно-методической помощи в реализации задач экспериментальной работы.

В качестве методического обеспечения эксперимента служат:

1) разработанная в процессе выполнения диссертационного исследования Л.Ф. Фатиховой методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

2) опубликованные под авторством Л.Ф. Фатиховой методические рекомендации «Познавательное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью» (2003); учебно-методическое пособие «Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта» (2007);

3) разработанный комплекс диагностических методик, предназначенный для изучения познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями;

4) наличие в методическом кабинете периодических изданий: журналы «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Вестник образования», «Обруч», «Учитель Башкортостана».5) наличие в методическом кабинете специальной литературы по коррекционной педагогике и специальной психологии (список прилагается).

Предполагаемые и существующие источники финансирования эксперимента:

1) предполагаемое финансирование городской экспериментальной площадки может осуществляться за счет:

а) бюджетных ассигнований, выделяемых на учреждения образования; 

б) средств, выделяемых на финансирование городских программ;

в) средств учредителей, спонсоров, ассоциации, творческих коллективов, предприятий, физических лиц;

2) существующие источники: бюджетные ассигнования, выделяемыt на учреждения образования.

Диагностика конструктивного праксиса (методика "Доска Сегена № 1")



Диагностика способностей к наглядно-образному мышлению (модифицированная методика "Матрицы Равена")


2. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по направлению «Коррекционно-педагогическая работа» за период с марта 2008 по апрель 2010 гг. в экспериментальной группе для детей с задержкой психического развития (6 и 7 годы жизни):
а) разработана методика развития элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 
б) разработана методика ознакомления с окружающим и развития речи детей с задержкой психического развития 
в) разработаны конспекты и проведены занятия по развитию элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития 
г) разработаны конспекты и проведены занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей с задержкой психического развития.



Коррекционное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей дошкольной группе VII вида




Коррекционное занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе VII вида


3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по направлению «Коррекционно-педагогическая работа» за период с марта 2008 по апрель 2010 гг. в экспериментальной группе для детей с умственной отсталостью (3 и 4 годы обучения):
а) разработана методика развития элементарных математических представлений детей с умственной отсталостью 
б) разработана методика развития речи на основе ознакомления с окружающим детей с умственной отсталостью 
в) разработана методика обучения конструированию детей с умственной отсталостью 
г) разработаны конспекты и проведены занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью 
д) разработаны конспекты и проведены занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью 
е) разработаны конспекты и проведены занятия по обучению конструированию детей с умственной отсталостью. 



Коррекционное занятие по формированию элементраных математических представлений в старшей дошкольной группе VIII вида




Коррекционное занятие по развитию речи на основе ознакомления с окружающим в подготовительной к школе группе VIII вида



Результаты исследования за период функционирования экспериментальной площадки (январь 2008 - декабрь 2010 гг.)

1. В процессе функционирования экспериментальной площадки в ДОУ компенсирующего вида были разработаны, модифицированы и апробированы диагностические методики по изучению как познавательной деятельности (перцептивной, мнемической и мыслительной), так и эмоционально-волевой сферы, нравственного сознания. 

По результатам проведенного исследования был сформирован комплекс, который был оформлен в виде учебно-методического пособия и опубликован: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт. Данный комплекс предназначен для для учителей-дефектологов и практических психологов специального образования, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию дошкольных и школьных образовательных учреждений.


2. Исследование показало эффективность предпринятого коррекционного воздействия на познавательную деятельность дошкольников с задержкой психического развития. Подавляющему большинству детей с ЗПР экспериментальной группы по результатам изучения психолого-медико-педагогической комиссией готовности к обучению в школе (10 из 13 дошкольников) было рекомендовано обучение в массовых классах общеобразовательных школ. 2 детей поступили на обучение в специальные (коррекционные) классы VII вида (в связи с недостаточностью эмоционально-волевой готовности к школьному обучению). Одному из дошкольников экспериментальной группы было рекомендовано повторное посещение ДОУ: ребенок в связи с соматической ослабленностью редко посещал ДОУ и не освоил программу воспитания в подготовительной к школе группе. По результатам апробации разработанных методик опубликовано учебно-методическое пособие в 2 книгах: 1) Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 228 с.; 2) Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 323 с. Пособие адресовано педагогам-дефектологам, работающим в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, а также может быть использовано студентами, обучающимися по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".

Также готовится к публикации учебно-методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с задержкой психического развития.


3. Исследование не показало эффективности разработанных нами методик, для обучения дошкольников с умственной отсталостью. В частности, разработанные нами методика по формированию элементарных математических представлений и методика по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром оказались не соотвествующими возможностям детей экспериментальной группы. Дальнейшее изучение детей экспериментальной группы в период школьного обучения показало, что методики, составленные по программе Соколовой и Гаврилушкиной, предназначенной для воспитания и обучения детей с легкой умственной отсталостью, не могут быть доступными для детей нашей выборки, т.к. основной контингент данной выборки составляли дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По результатам исследования психолого-медико-педагогической комиссией детям данной группы было рекомендовано обучение на дому и обучение в СКОУ VIII вида по программе обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью. Частичную эффективность показала методика по обучению дошкольников данной категории конструированию. 

Таким образом, требуется корректировка разработанных методик для дошкольников с умственной отсталостью и апробация их на соотвествующей выборке детей - на дошкольниках с легкой умственной отсталостью.



Copyright MyCorp © 2024