Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 22.11.2024, 06:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Мои публикации



Фатихова, Л. Ф. ИКТ в обучении биологии учащихся с нарушением интеллекта [Текст]: монография / Л. Ф. Фатихова,

Е. Ф. Сайфутдиярова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 86 с.

 

В монографии излагаются теоретические представления об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) как современных средствах обучения детей, позволяющих оптимизировать образовательный процесс. Дается анализ разработанных ИКТ для обучения и коррекционного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, специфики их содержания и использования для обучающихся этой группы.

В монографии также представлена педагогическая технология, ключевым компонентом которой стала компьютерная программа с использованием средств 2D- и 3D-графики, предназначенная для использования на уроках биологии при формировании естествоведческих знаний у учащихся с нарушением интеллекта. В процессе экспериментальной проверки разработанная технология показала свою эффективность.

 

 

Фатихова, Л. Ф. Использование ИКТ на уроках биологии при обучении учащихся с нарушением интеллекта [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 85 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

В пособии содержится материал для проведения образовательно-коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушение интеллекта (умственную отсталость). В пособии представлены подходы к использованию информационно-комуникационных технологий (ИКТ) в образовании, в том числе в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, представлена педагогическая технология формирования естествоведческих знаний у учащихся с нарушением интеллекта такими средствами ИКТ, как 2D- и 3D-графика, включающая описание методики обучения, конспекты уроков биологии (курс «Человек») по разделу «Опорно-двигательная система», тесты для контроля качества усвоения знаний по изучаемому разделу курса «Человек» и CD-диск с комплексом материалов, выполненных с использованием 2D- и 3D-графики и предназначенных для повышения эффективности усвоения естественноведческих знаний учащимися с нарушением интеллекта на материале уроков биологии.

Пособие предназначено для учителей специального (коррекционного) и инклюзивного образования, обучающих учащихся с нарушением интеллекта. Материалы пособия могут использоваться студентами дефектологических факультетов вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Фатихова Л.Ф. Социальный и эмоциональный интеллект детей с интеллектуальными нарушениями: подходы к изучению и коррекции [Текст]: Монография. – Уфа: Изд-во БашГУ, 2017. – 116 с.

В монографии излагаются теоретические представления о сущности социального и эмоционального интеллекта, способах изучения данных феноменов в зарубежной и отечественной психологии, об особенностях социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии; дается описание комплекса авторских методик диагностики социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. В монографии также представлена психокоррекционная программа по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью и задержкой психического развития), включающая компьютерные технологии. В процессе экспериментальной проверки программа показала свою эффективность.

 

 

Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитии речи дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2014/ – 246 с.

В учебно-методическом пособии представлена методика ознакомления с окружающим миром и развития речи дошкольников с задержкой психического развития и конспекты занятий. Разработанная методика является авторской и основана на учении  П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Основная задача коррекции детей с задержкой психического развития – это формирование у них общеинтеллектуальных умений в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование умения использовать лексико-грамматические средства, строить связную речь. Общеинтеллектуальные умения являются необходимой предпосылкой для усвоения школьных знаний, умений и навыков.

Пособие состоит из двух книг. В книге 1 представлено содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в старшей группе.

Пособие адресовано педагогам-дефектологам, работающим в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, а также может быть использовано студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

 

 

Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа  [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2015. – 253 с.

В учебно-методическом пособии представлена методика ознакомления с окружающим миром и развития речи дошкольников с задержкой психического развития и конспекты занятий. Разработанная методика является авторской и основана на учении  П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Основная задача коррекции детей с задержкой психического развития – это формирование у них общеинтеллектуальных умений в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование умения использовать лексико-грамматические средства, строить связную речь. Общеинтеллектуальные умения являются необходимой предпосылкой для усвоения школьных знаний, умений и навыков.

Пособие состоит из двух книг. В книге 2 представлено содержание работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе.

Пособие адресовано педагогам-дефектологам, работающим в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и также может быть использовано студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

 

 

 

Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии: методическое пособие [Текст] / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2013. – 87 с.; 133 карт+CD-диск.

В данном пособии содержится материал для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (тяжелые нарушения речи и задержку психического развития). В пособии представлена программа, конспекты занятий с наглядностью и CD-диском с комплексом компьютерных игр, направленных на социально-личностное развитие детей, а именно: на развитие способности к эмпатии, рефлексии, на формирование умения организовывать процесс общения, регулировать свое поведение и социальное взаимодействие, разрешать межличностные  конфликты, подчиняться школьным правилам, избегать опасных ситуаций и др. Конспекты занятий составлены с использованием текстов сказок, стихов, пословиц,  загадок, что позволяет повысить интерес детей к занятиям, сформировать желание знакомиться с литературными произведениями, устным народным творчеством. Пособие предназначено для практических психологов специального образования. Материалы пособия могут использоваться специалистами, работающими в области здравоохранения, социальной защиты, студентами дефектологических факультетов вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

 

 

 

  Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 228 с.

В учебно-методическом пособии представлена методика развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития и конспекты занятий. Разработанная методика является авторской и основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Основная задача коррекции – это формирование общеинтеллектуальных умений, которые создадут основу для усвоения школьных знаний, умений и навыков посредством математических действий. Пособие состоит из двух книг. В книге 1 представлено содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в старшей группе. Пособие адресовано педагогам-дефектологам, работающим в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, а также может быть использовано студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа  [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 323 с.

В учебно-методическом пособии представлена методика развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития и конспекты занятий. Разработанная методика является авторской и основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Основная задача коррекции – это формирование посредством математических действий общеинтеллектуальных умений, которые создадут основу для усвоения школьных знаний, умений и навыков. Пособие состоит из двух книг. В книге 2 представлено содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе. Пособие адресовано педагогам-дефектологам, работающим в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях и также может быть использовано студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

 

 

 

Фатихова Л.Ф. Компьютерная игра для подготовки ребенка к обучению грамоте "Буквачитайка", 2011.

Диск «Буквачитайка» содержит комплекс компьютерных упражнений,  направленных на заучивание алфавита, обучение чтению, слоговому и звуковому анализу слов, развитие буквенного гнозиса и др. Диск может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями дошкольников для подготовки детей к обучению в школе. На протяжении путешествия по стране Буквачитайка ребенка будет сопровождать спутник Мишутка, который объяснит ему, как выполнять каждое задание, сделает обучение увлекательным.

 

 

 

Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт.

В данном пособии представлен диагностический материал для дифференциальной диагностики детей с интеллектуальными нарушениями – задержкой психического развития и умственной отсталостью. В пособии также излагаются теоретические представления о дифференциальной диагностике, особенностях психологической диагностики детей с интеллектуальными нарушениями. Пособие предназначено для практических психологов специального образования, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию дошкольных и школьных образовательных учреждений. Материалы пособия могут использоваться специалистами, работающими в области здравоохранения, социальной защиты, студентами дефектологических факультетов вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

 

 

                                         

Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы «Вагант», 2010. – 70 с.

В данном пособии излагаются теоретические представления о сущности социального интеллекта, способах его изучения в зарубежной и отечественной психологии, об особенностях социального интеллекта у детей с различными вариантами отклоняющегося развития, дается описание оригинальной методики диагностики социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представленные в пособии эмпирические данные об особенностях проявления способности к распознаванию эмоциональных состояний у нормально развивающихся детей, детей, имеющих задержку психического развития, умственную отсталость и нарушения речи, позволяют провести дифференциальную диагностику социального интеллекта. Пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов в процессе освоения таких дисциплин, как «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы психологической диагностики», и может быть использовано педагогами-психологами и дефектологами, работающими в системе общего и коррекционного образования.

 

 

Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие [Текст]. – Уфа: Вагант, 2007. – 260 с.

В учебно-методическом пособии представлена стратегия коррекционной работы по формированию такого компонента познавательной деятельности как общие интеллектуальные умения у детей, имеющих нарушения интеллекта. Пособие раскрывает содержание методики формирования общеинтеллектуальных умений и включает разработки коррекционно-развивающих занятий. В пособии также приведены примеры наглядного и раздаточного материала, необходимого для реализации указанной методики. Данное пособие адресовано коррекционным педагогам в области дошкольной олигофренопедагогики и также может быть использовано студентами, обучающимися по специальностям: 032000 «Специальная дошкольная психология и педагогика», 031700 «Олигофренопедагогика».

 

 

Фатихова Л.Ф. Фронтальный образовательный репродуктивный учебный модуль ФОРУМ Специальная психология", 2006.

Электронное пособие включает в себя такие разделы, как "Документы", "Книги", "Словари, справочники, энциклопедии", "Статьи", "Тесты". В разделе "Документы" представлена нормативно-правовая база специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в разделах "Книги",  "Словари, справочники, энциклопедии", "Статьи"   можно ознакомиться с публикациями, учебниками и монографиями, касающимися развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации и сопровождения лиц с ОВЗ. В разделе "Тесты" представлен электронный вариант тестовых заданий по блоку дисциплин в соотвествии с ГОС ВПО по специальности "Специальная психология". Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению "Специальное дефектологическое образование".

 

 

 

Иванова О.М., Фатихова Л.Ф. Словарная тетрадь. Методическое пособие. – Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. Шолохова», 2008. - 140 с.

  В методическом пособии представлен материал по обогащению словарного запаса детей, имеющих нарушения речевого развития. К данной категории детей относятся дошкольники с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития (нарушения речи в той или иной степени представлены в структуре дефекта). В пособии учтены особенности логопедической и педагогической работы с детьми в коррекционных группах ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. Данное пособие адресовано родителям, воспитывающим детей с нарушением речевого развития, и педагогам в области специальной дошкольной педагогики. 

 

 

 

Фатихова Л.Ф. Познавательное развитие детей с нарушениями интеллекта. Методические указания Методические указания к курсу «Специальная педагогика». - Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2003. -  84 с.

Методические указания предназначены для ознакомления студентов педагогического вуза, обучающихся по специальности «Коррекционная педагогика» с особенностями коррекционной работы по познавательному развитию детей с нарушенным интеллектом (умственно отсталыми детьми). Приводится последовательность, некоторые направления коррекционно-педагогической работы, целесообразная организация и методы обучения, рекомендуются примерные планы-конспекты занятий по познавательному развитию. Методические указания также могут быть использованы также дефектологами, воспитателями специальных дошкольных учреждений и учителями начального звена специальных (коррекционных) школ для детей с нарушениями интеллекта и речи.


Copyright MyCorp © 2024