Сначала определимся, что значит использующееся в обиходе логопедами словосочетание «безречевой ребенок». Под этим словосочетанием подразумевают ребенка, с физически сохранным слухом (т.е. не глухого и не слабослышащего), но в силу каких-либо причин (чаще по причине органического поражения речевых зон головного мозга) не владеющего речью вообще (издающего отдельные звуки, слоги) или владеющего ею крайне ограниченно, имеющего начатки речи (лепетные слова типа: мама, папа, кис-кис и др.). Такой ребенок однако не ограничен в неречевом контакте, т.е. использует жесты, мимику, различные движения, чтобы довести до осознания взрослых свои желания. Такой ребенок может иногда понимать обращенную речь. Кроме того, что родители могут обратиться к врачу, логопеду и другим специалистам за помощью в лечении, коррекции, им можно предпринять еще ряд самостоятельных действий, стимулирующих речевое развитие ребенка. Перечислю несколько рекомендаций, доступных к реализации практически любым родителем: 1) постоянно разговаривайте с ребенком, добиваясь от него хотя бы неречевой реакции – жестов, движений, голосовых реакций. Такое общение хотя бы не позволит ребенку замкнуться; 2) повторяйте за ребенком слоги, слова, которые он произносит, и включайте их в свои словосочетания и предложения в различных вариациях. Например, если ребенок сказал «киса», указывая на кошку, можно сказать следующее: «Киса... Хорошая киса… Киса умывается…» и т.п.; 3) стимулируйте появление у ребенка не только и не столько слов-предметов (каша, машина, кукла и т.п.), сколько слов-действий (кушать, ехать, спать и др.). Для такой стимуляции хорошо подходят режимные моменты – умывание, одевание, еда и др., сопровождаемые речью взрослого и вопросами, обращенными к ребенку. Так, помогая ребенку мыть руки, сопровождайте это действие словами, многократно изменяя форму глагола: «Что мы делаем? Мы моем ручки. Чисто моем ручки. Кто моет ручки? Миша моет свои ручки. Что сделал Миша? Вымыл Миша ручки. Чистые ручки...»; 4) преодолевайте речевой негативизм, используя потребности ребенка: когда ребенок требует что-то, например, чтобы ему дали какую-то игрушку, которую он не может достать, можно потребовать от него слова «дай». В следующий раз согласиться дать ребенку требуемую им вещь только, если он образует уже сочетание слов, например: «Дай машину». Таким образом можно постепенно все наращивать фразы ребенка дополняя их новыми словами; 5) используйте звукоподражания (животным, птицам, неодушевленным предметам) для образования глаголов: «му-у-у – мукает» (корова), «иго-го – игогочет» (лошадь), «квох-квох – квохчет» (курица), «мяу-мяу – мяучит» (кошка), «кар-кар - каркает» (ворона), «тяф-тяф – тяфкает» (лиса), «ду-ду-ду - дудит» (дудочка) и др. Безречевой ребенок может длительное время пользоваться словами-звукоподражаниями, тогда как глаголы никак в его речи не представлены. Образовать глагол от слова-звукоподражания значительно легче, чем внести глагол каким-нибудь другим способом (например. способом показа действия при его одновременном назывании), т.к. действие, образованное от звукоподражания ребенку понятно изначально, ему понятно также и то, кто его совершает; 6) не забывайте, что понимание и говорение – это неразрывные процессы, поэтому максимально способствуйте тому, чтобы ребенок понимал вашу речь. Для этого надо сопровождать речь жестами, движениями, которые бы способствовали достижению взаимопонимания между вами и ребенком.
Удачи и здоровья вам и вашим детям!
|