Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 29.06.2025, 19:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Методические материалы

Схема составления психолого-педагогической характеристики на ребенка
24.01.2011, 01:09
На сегодняшний день существуют разные варианты схем психолого-педагогической характеристики. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется, в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом, учителем, воспитателем состояния ребенка с проблемами. А поскольку детки с отклонениями в развитии прежде чем поступить на обучение и воспитание в специальное (коррекционное) учреждение часто первоначально посещают массовые образовательные учреждения, то психолого-педагогическая характеристика зачастую является единственным источником информации для специалиста, к которому впервые обратились за помощью родители ребенка, испытывающего трудности.
Вашему вниманию представляется схема психолого-педагогической характеристики, которая может быть использована не только педагогами и психологами массовых образовательных учреждений, но и специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений. Специалисты данных учреждений предпочитают писать заключения по результатам обследования, но оно зачастую слишком изобилует профессиональной терминологией и может использоваться только узкими специалистами. К тому же, заключение далеко не всегда охватывает все аспекты личности ребенка с отклоняющимся развитием, а отражает только ту сторону психики, деятельности или поведения ребенка, которую традиционно изучает тот или иной специалист.

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ШКОЛЬНИКА

Общие данные

ФИО ребенка, возраст, пол, какое образовательное или др. учреждение посещает, состав семьи, ее социальный и психологический статус (материальное положение, где и кем работают родители, степень благополучия-неблагополучия ситуации в семье и др.), физическое развитие ребенка (состояние крупной моторики, наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья и др.), заключение ПМПК (если таковое имеет место быть) и др.

 Взаимоотношение ребенка в семье и школе

Отношения ребенка с родителями, отсутствие-наличие искажений в семейном воспитании, тип родительского отношения к ребенку, внутрисемейные взаимоотношения.

Взаимоотношения ребенка в школе (дошкольном учреждении) с педагогами и сверстниками, социальный статус ребенка в группе сверстников (принятый, отвергаемый, изолированный и др.). Отношение ребенка к сверстникам: любит, равнодушен, относится негативно, вступает в конфликты, проявляет агрессию, враждебность и др.

Взаимоотношения ребенка с педагогами: есть ли контакт, любит ли, уважает и др.

 Особенности познавательной деятельности и учебной деятельности

Особенности внимания: степень развития непроизвольного и произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению (для школьников).

Особенности памяти: уровень и характер непроизвольно и произвольного запоминания, механического и смыслового запоминания, прочность запоминания, его объем, легкость воспроизведения и др.

Особенности мышления: способность различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения понятий, способность к сравнению и обобщению, способность делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, решать умственные задачи и др.

Развитие речи: объем и содержание активного и пассивного словаря, уровень понимания речи, особенности звукопроизношения, уровень сформированности фразовой речи, связная речь, уровень развития диалогической и монологической речи, интонационные характеристики речи, состояние письменной речи (письма и чтения - у школьников).

Кругозор: запас представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, его полнота- ограниченность и др.

Особенности учебной деятельности (заполняется для школьников): успеваемость, преобладающие оценки, наличие социально-педагогической запущенности, основные причины неуспеваемости, мотивы учения, уровень и качество учебных знаний, отношение к похвале и порицанию педагога, какие учебные предметы предпочитает, уровень сформированности продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации и др.)

 Особенности личности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Специальные способности ребенка

Особенности самосознания. Вид самооценки – адекватная, неадекватная (завышенная, заниженная), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), ведущий мотив – избегание неприятностей, достижение успеха. Наличие-отсутствие соподчинения мотивов.

Особенности эмоционального развития. Наличие эмоциональных нарушений – выраженных страхов, тревожности, агрессивности, депрессивности и др. Преобладающее настроение: грустное, веселое, подавленное, его устойчивость.

Особенности характера и волевые качества личности: способность к волевому усилию, сформированность волевых качеств: дисциплинированность, организованность, послушание, аккуратность, легкая внушаемость, соотношение положительных и отрицательных качеств характера и др.

Особенности поведения: ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость, выполняет ли режим и др.

Сформированность навыков самообслуживания и трудовых умений: имеет навыки умывания, одевания и другие навыки ухода за собой, имеет ли трудовые навыки, помогает ли взрослым, делает это по собственной инициативе, просьбе или принуждению, есть ли постоянные обязанности в семье, образовательном учреждении, отношение к этим обязанностям и др.

Интересы ребенка: чем интересуется ребенок (рисованием, конструированием, музыкой и др.), устойчивость интересов.

 Психолого-педагогические выводы и рекомендации

1.      Основные достоинства и недостатки формирующейся личности, причины имеющихся проблем.

2.      Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед педагогами и другими специалистами сопровождения, основные мероприятия по преодолению недостатков, пути коррекции, условия, которые необходимо создать для реабилитации ребенка и др.

 


Категория: Методические материалы | Добавил: lidok
Просмотров: 18974 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.9/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025