На сегодняшний день существуют разные варианты схем
психолого-педагогической характеристики. Хотя данная форма в специальном
образовании уже редко практикуется, в массовых школах и дошкольных
учреждениях она является одной из форм описания психологом, учителем,
воспитателем состояния ребенка с проблемами. А поскольку детки с
отклонениями в развитии прежде чем поступить на обучение и воспитание в специальное (коррекционное) учреждение часто первоначально посещают массовые
образовательные учреждения, то психолого-педагогическая характеристика
зачастую является единственным источником информации для специалиста, к
которому впервые обратились за помощью родители ребенка, испытывающего
трудности.
Вашему вниманию представляется схема психолого-педагогической
характеристики, которая может быть использована не только педагогами и
психологами массовых образовательных учреждений, но и специальных
(коррекционных) и реабилитационных учреждений. Специалисты данных
учреждений предпочитают писать заключения по результатам обследования,
но оно зачастую слишком изобилует профессиональной терминологией и может
использоваться только узкими специалистами. К тому же, заключение
далеко не всегда охватывает все аспекты личности ребенка с отклоняющимся
развитием, а отражает только ту сторону психики, деятельности или
поведения ребенка, которую традиционно изучает тот или иной специалист.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА
Общие данные
ФИО ребенка, возраст, пол, какое
образовательное или др. учреждение посещает, состав семьи, ее социальный и
психологический статус (материальное положение, где и кем работают родители,
степень благополучия-неблагополучия ситуации в семье и др.), физическое
развитие ребенка (состояние крупной моторики, наличие хронических заболеваний,
общее состояние здоровья и др.), заключение ПМПК (если таковое имеет место
быть) и др.
Взаимоотношение ребенка в семье и
школе
Отношения ребенка с родителями,
отсутствие-наличие искажений в семейном воспитании, тип родительского отношения
к ребенку, внутрисемейные взаимоотношения.
Взаимоотношения ребенка в школе
(дошкольном учреждении) с педагогами и сверстниками, социальный статус ребенка
в группе сверстников (принятый, отвергаемый, изолированный и др.). Отношение
ребенка к сверстникам: любит, равнодушен, относится негативно, вступает в
конфликты, проявляет агрессию, враждебность и др.
Взаимоотношения ребенка с
педагогами: есть ли контакт, любит ли, уважает и др.
Особенности познавательной
деятельности и учебной деятельности
Особенности внимания: степень развития непроизвольного
и произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость, способность к
распределению (для школьников).
Особенности памяти: уровень и характер непроизвольно
и произвольного запоминания, механического и смыслового запоминания, прочность
запоминания, его объем, легкость воспроизведения и др.
Особенности мышления: способность различать
существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения
понятий, способность к сравнению и обобщению, способность делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи, решать умственные задачи и др.
Развитие речи: объем и содержание активного и пассивного словаря, уровень понимания речи, особенности звукопроизношения, уровень сформированности фразовой речи, связная речь, уровень развития диалогической и монологической речи, интонационные характеристики речи, состояние письменной речи (письма и чтения - у школьников).
Кругозор: запас представлений о предметах и
явлениях окружающей жизни, его полнота- ограниченность и др.
Особенности учебной деятельности (заполняется для школьников):
успеваемость, преобладающие оценки, наличие социально-педагогической
запущенности, основные причины неуспеваемости, мотивы учения, уровень и
качество учебных знаний, отношение к похвале и порицанию педагога, какие
учебные предметы предпочитает, уровень сформированности продуктивных видов
деятельности (рисования, лепки, аппликации и др.)
Особенности личности и
эмоционально-волевой сферы ребенка. Специальные способности ребенка
Особенности самосознания. Вид самооценки – адекватная,
неадекватная (завышенная, заниженная), уровень притязаний (высокий, низкий,
средний), ведущий мотив – избегание неприятностей, достижение успеха.
Наличие-отсутствие соподчинения мотивов.
Особенности эмоционального
развития. Наличие
эмоциональных нарушений – выраженных страхов, тревожности, агрессивности,
депрессивности и др. Преобладающее настроение: грустное, веселое, подавленное,
его устойчивость.
Особенности характера и волевые
качества личности:
способность к волевому усилию, сформированность волевых качеств:
дисциплинированность, организованность, послушание, аккуратность, легкая
внушаемость, соотношение положительных и отрицательных качеств характера и др.
Особенности поведения: ведет себя спокойно, сдержанно
или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость, выполняет ли режим и др.
Сформированность навыков
самообслуживания и трудовых умений: имеет навыки умывания, одевания и другие навыки ухода за собой,
имеет ли трудовые навыки, помогает ли взрослым, делает это по собственной
инициативе, просьбе или принуждению, есть ли постоянные обязанности в семье,
образовательном учреждении, отношение к этим обязанностям и др.
Интересы ребенка: чем интересуется ребенок
(рисованием, конструированием, музыкой и др.), устойчивость интересов.
Психолого-педагогические выводы и
рекомендации
1. Основные достоинства и недостатки
формирующейся личности, причины имеющихся проблем.
2. Определение важнейших
психолого-педагогических задач, стоящих перед педагогами и другими
специалистами сопровождения, основные мероприятия по преодолению недостатков,
пути коррекции, условия, которые необходимо создать для реабилитации ребенка и
др.
|