СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Заключение
содержит общую и итоговую части.
Общая часть:
- Основные данные ребенка (ФИО, возраст на момент обследования.
Здесь можно привести вид образовательной программы и форму, по которой
ребенок обучается).
- Основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов,
других лиц.
- Анамнестические данные.
- Специфика внешнего вида и «рисунка» поведения ребенка в
процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования,
общая мотивация, отношение к процедуре обследования, так и к результатам
собственной деятельности (критичность ребенка и его адекватность).
- Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.
- Подробная оценка операциональных характеристик деятельности в
различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект).
- Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы,
в том числе психических процессов и функций (память, речь и мышление), с
кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных
заданий, методик (как качественных, так, и по возможности, и
количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с
уровнем сформированности системы пространственных представлений.
- Результирующая характеристики уровня интеллектуального
развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации,
темпа деятельности и т.п.).
- Специфические характеристики аффективной,
эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и их
соотнесение с «профилем» уровней базовой аффективной регуляции.
Итоговая часть (заключение):
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему
сопровождению ребенка.
Примечание:
Психологический диагноз вытекает из:
1) анализа результатов углубленной
психологической диагностики, в том числе обучаемости ребенка;
2) анализа анемнестических данных;
3) анализа поведения ребенка и
специфики внешних особенностей поведения в целом (а не только в процессе
обследования);
4) оценки таких важных неспецифических
диагностических критериев, как критичность, адекватность.
В
психологический диагноз входит и краткое описание таких важных составляющих,
как:
1) уровень общего психического тонуса,
психической активности и работоспособности;
2) характер латеральных предпочтений
(межфункциональное взаимодействие полушарий – ведущие рука, глаз и т.п.).
Вероятностный прогноз развития – это предполагаемый путь и
динамика развития ребенка, его дальнейшие перспективы и чувствительность к
коррекционно-компенсаторных воздействиям.
Рекомендации – наиболее важный раздел
заключения. Они представляют обоснованную последовательность включения в работу
с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления,
последовательность собственно психологической работы (использование тех или
иных программ, хотя бы приблизительное определение длительности и формы
развивающей и коррекционной работы).
Педагогу
должны быть даны рекомендации по организации наиболее продуктивной работы с
ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и
истощения при деятельности в режиме фронтального урока, рекомендации по
возможному или необходимому уровню индивидуализации процесса обучения с учетом
особенностей развития различных психических функций, мотивационной зрелости
ребенка, степени его регуляции. Должны быть обоснованы, если это необходимо,
изменения режима или формы обучения.
|