Программа изучения ребенка
с отклонениями в развитии
(составляется индивидуально на каждого ребенка с
учетом вида дизонтогенеза и возраста, по каждому пункту разделов указываются
методы и методики исследования)
I.Физическое
состояние.
1) изменение
в физическом развитии (рост, вес и др.), нарушения движений, параличи, парезы;
2) состояние анализаторов;
3) состояние
мелкой моторики рук, координированность движений;
4) стереотипные навязчивые движения, мимика и
др.;
5) утомляемость.
2. Особенности познавательной деятельности
1)
познавательные
интересы, любознательность;
2)
особенности
внимания: объем, устойчивость, распределение и переключение, уровень их
развития;
3)
особенности
речи: дефекты произношения, словарный запас, фразовая речь, грамматический
строй речи, понимание речи, интонационные особенности;
4)
особенности
восприятия: восприятие величины, формы, цвета, пространственных отношений,
времени, точность и осмысленность восприятия, понимание воспринимаемого
(картин, текстов) и др.;
5)
особенности
памяти: преобладающий тип образной памяти (зрительный, слуховой, двигательный,
смешанный), быстрота и точность запоминания, использование приемов запоминания
и припоминания (повторение, осмысление воспринятого, составление плана и др.),
индивидуальные особенности памяти и др.;
6)
особенности
мышления: способность к сравнению, к обобщению и формулированию выводов,
усвоение общих и абстрактных понятий, установление причинно-следственных
зависимостей, соотношение вербального и невербального мышления и др.;
7)
умение
учиться: учебные мотивы, организованность, способность следовать инструкции
педагога, способность к самоконтролю, прилежание, отношение к похвале и
порицанию.
III. Особенности
эмоционально-волевой сферы:
1)
эмоциональная
зрелость;
2)
глубина
и устойчивость чувств;
3)
преобладающее
настроение;
4)
наличие
аффективных вспышек;
5)
способность
к волевому усилию;
6)
внушаемость;
7)
проявление
негативизма.
IV. Особенности личности
1)
нравственные
качества;
2)
отношение
к поручениям, наличие чувства долга и ответственности;
3)
соблюдение
правил поведения, поведение в учебной, игровой и трудовой деятельности;
4)
уровень
притязаний и самооценка.
V. Межличностные отношения
1) отношения в семье ребенка, отношение родителей к ребенку, качество
этих отношений;
2) отношения ребенка с педагогом, их адекватность, значимость личности
педагога для ребенка и др.;
3) отношения ребенка со сверстниками, социальный статус ребенка в
группе, наличие устойчивых взаимоотношений, мотивы этих взаимоотношений и др.
|