Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Среда, 27.11.2024, 04:59 |
Приветствую Вас Гость | RSS |
Коррекционная педагогика и специальная психология |
Главная | Регистрация | Вход |
Блог
Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - болезнь или особенность психики?
22:54 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - болезнь или особенность психики? |
Сидя в центре, слышу как по коридору кто-то бежит. Дверь открывается и в кабинет входит быстрым шагом симпатичный мальчишка, пристально смотрит мне в глаза и громко говорит: "Здравствуйте. Меня зовут Денис. А Вас?". Я, немного оторопев от такого неожиданного начала, механически отвечаю и наблюдаю, как в кабинет заходит целая группа взрослых: женщина с тревогой в глазах, хмурый мужчина и две пожилые женщины, одна из них усталая и посекундно вздыхающая, вторая - бодрая и воинственная. Без труда догадываюсь: с ребенком пришли мама, папа и 2 бабушки. Денис задает много вопросов, типа: "А что это у Вас? Кто к Вам сюда еще приходит? А где другие дети? А что мы будем делать?". Почти ни на один вопрос не успеваю ответить. Денис начинает активно обследовать пространство: ходит кругами по кабинету, берет в руки игрушки, заглядывает в шкаф, практически не реагируя на замечания и запреты родителей. Нетрудно догадаться, что речь идет о ребенке с СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, иногда именуемым специалистами гиперсиндромом. Пока Денис, по моей просьбе рисует, беседую с родителями. Из беседы узнаю, что ребенок ходит в 1 класс массовой школы, неплохо пишет, достаточно быстро читает, считает, играет в шахматы (Денис часто во время разговора подходит, задает вопросы, уточняет, что я хотела бы чтобы он нарисовал, всеми силами привлекая к себе внимание). Из дальнейшей беседы узнаю, что учитель ставит перед родителями вопрос о переводе ребенка в другую школу или в коррекционный класс (в котором обучаются неуспевающие школьники, преимущественно с задержкой психического развития). Также мама рассказывает о своем несогласии на предложение учительницы, о конфликте с ней в связи с этим. Мать, конечно, сильно расстроена, отец удручен, бабушки озабочены данной ситуацией. Спрашиваю маму о причинах такого предложения учителя и узнаю, что у ребенка были проблемы с поведением еще в детском саду-конфликты со сверстниками и педагогами, драки. Конфликты, драки проявились и в школе достаточно быстро. А Денис в это время, быстро закончив работу, снова подходит к нам, стараясь сосредоточить на себе все наше внимание. Я подсаживаюсь к Денису, провожу диагностику, начиная с беседы, в процессе которой выявляется, что ребенок достаточно доброжелательный, легко идет на контакт, хорошо формулирует свои мысли, осознает некоторые из своих плохих поступков, порицает себя за них, говоря: "Но почему-то я иногда поступаю плохо", подчеркивает свои положительные стороны, самооценка завышена. Результаты изучения социального интеллекта, нравственного сознания, эмоционально-волевой сферы показывают, что Денис способен сопереживать другим (как взрослым, так и сверстникам), он больше склонен адекватно оценивать плохие поступки других детей, чем свои плохие поступки. Денис ориентируется в правилах школьной жизни, однако выражает желание не подчиняться им. Изучение внимания показало, что ребенок с трудом удерживает внимание на объектах, внимание характеризуется откликаемостью, трудностью сосредоточения, распределения. Интеллектуальные функции имеют высокий уровень развития. Даю Денису возможность поиграть в игровом уголке, а сама снова подсаживаюсь к родителям, продолжая консультацию... Здесь описан типичный случай консультирования родителей гиперактивного ребенка. Многие специалисты до сих пор спорят, считать ли СДВГ нарушением или нет; и если, да, то насколько данное нарушение серьезно и насколько ребенок с данным синдромом нуждается в лечении. Конечно ребенок с СДВГ - это не больной ребенок в привычном для нас понимании, но при данном синдроме ребенок нуждается в лечении (прежде всего в неврологическом) и не только в нем. Ему нужна психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие дефицитарных психических функций - оперативной памяти, произвольного внимания, умения сосредоточиться и др. Его также необходимо ввести в условия охранительного режима, предполагающего четкое соблюдение режима дня, дозирование учебной и интеллектуальной нагрузки, как в школе, так и дома, динамичной смены видов деятельности на уроке, при выполнении домашних заданий, своевременного и достаточного сна, уменьшения пребывания в местах массового скопления людей - на общешкольных собраниях, праздниках и т.п. В любом случае отличие подхода к коррекции детей с СДВГ от подходов к коррекции других групп детей с трудностями в развитии и обучении состоит в том, что мы не столько адаптируем ребенка к среде, сколько среду подстраиваем под ребенка. Такому ребенку надо давать возможность больше двигаться: периодически вставать на уроке, давать выход своей физической энергии, побоксировав грушу, подушку или др., учить с ним уроки в периоды дня, когда он наиболее способен к сосредоточению и т.д. Формы и степени проявления СДВГ разные, компенсация состояния ребенка с СДВГ (сглаживание признаков СДВГ) может происходить и в 9 лет, а может и к 30 годам. Это зависит, как от степени выраженности СДВГ, так и от успешности лечебно-коррекционных мероприятий. В последние годы таких детей становится и в детском саду и в школе все больше, это связано с неблагоприятным течением беременности и проблемами в период родов, прежде всего с гипоксией плода в последний трисеместр беременности матери. У детей с СДВГ, как правило, сохранен интеллект, поэтому они не подлежат обучению в коррекционной школе или классе. Да и количество их, по разным оценкам, среди современных школьников составляет примерно около 25-30 % от общего количества детей, обучающихся в начальной школе. А это значит, что в классе в 20-30 человек как минимум 5-6 детей имеют СДВГ. Эти дети практически с первых недель пребывания в школе дезадаптируются, а в дальнейшем часто переходят в разряд неуспевающих школьников, что связано не с интеллектуальной недостаточностью, а с проблемами организации внимания и, соответственно, деятельности. И здесь многое зависит от учителя, от его терпения, желания помочь ребенку, способности уделить ему особое внимание. А этого достаточно трудно ожидать от педагога, находящегося в условиях современной тенденции - "оптимизации образования" и управляющего классом в 30, а то и более человек. Поэтому, уважаемые родители детей с СДВГ! Будьте терпеливы в общении со своим ребенком, целеустремлённы в оказании помощи ему, сотрудничайте с учителем, терпите даже его недовольство своим ребенком и не теряйте веры в себя и в своего ребенка. Удачи!
|
Просмотров: 744 |
Добавил: lidok
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|