Прежде чем рассуждать о "нужности" или "ненужности", своевременности или преждевременности интеграции детей с ограниченными возможностями (в том числе, детей с отклонениями в развитии - с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) в общеобразовательную среду (массовую школу или детский сад) отразим основные характеристики интегрированного и инклюзивного образования.
В настоящее
время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями
(8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В
частности, если в 1995 г.
в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2006 г. их число
приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения
физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к
социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы
инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне
комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции
детей с ограниченными возможностями.
За более чем
150-летнюю историю дифференцированного образования в России создана
разветвленная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений
I-VIII вида. Система специального школьного образования России количественно
представлена почти 2000 учреждениями, в которых обучается более 500 тыс. детей
и подростков с особыми нуждами. Остальные, чаще всего находятся дома,
вследствие ограниченности сервисов современных систем социальной реабилитации и
образования.
Западные
страны еще в 70-е гг. объявили курс на полную интеграцию инвалидов и лиц с
отклонениями в развитии в общество. Данная группа лиц стала именоваться как
группа людей, имеющих особые нужды, а различие потребностей со здоровыми лицами
в сфере образования стало обозначаться как «особые образовательные
потребности». Законодательство на уровне мирового сообщества зафиксировало это
понимание в Декларациях ООН: «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «О правах
инвалидов» (1975 г.).
Россия
ратифицировала эти Конвенции в 1991
г, признав тем самым наличие особых образовательных
потребностей по отношению ко всем нуждающимся, начиная с первых лет жизни
ребенка и в условиях предоставления родителям права выбора форм обучения. Таким
образом, Россия подошла к переходу к интегрированному образованию на 20 лет
позже, чем страны Западной Европы.
В России интеграция
выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования.
Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается патронатом
специального образования:
1) учится в специальной классе (группе) при массовом
учреждении;
или
2) получает коррекционную помощь, обучаясь в обычном
классе (группе).
С учетом
уровня развития каждого ребенка, можно выбрать соответствующую модель
интеграции:
1) комбинированная
интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого
развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на
равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную
коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
2) частичная
интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми
сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня
(например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
3) временная
интеграция, при которой все дети специальной группы (класса) вне
зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со
здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий
воспитательного характера.
Комбинированная
модель интеграции эффективна лишь для части детей, то частичная и особенно
временная интеграция целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с
отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Прежде всего, необходимо уточнить,
что понятие «инклюзивное образование» шире понятия «доступное (интегративное)
образование для детей с ограниченными возможностями».
Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны
обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни
на какие трудности или различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы
обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого
ребенка).
На сегодняшний
день существует Национальная
образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», одна из задач которой –
создать безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная инициатива была поддержана на федеральном уровне Президентом РФ.
Министерство образования РБ занимается разработкой условий для создания этой
среды. Безбарьерная среда предполагает возможность как инклюзивного, так и
интегрированного образования ребенка. При этом определяющее значение в выборе
имеют родители или опекуны ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Перечислим
внешние и внутренние условия включения ребенка в общеобразовательную среду.
К внешним
условиям, обеспечивающим эффективную интеграцию детей с ограниченными
возможностями здоровья, относятся:
1) ранее
выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
2) желание
родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и
готовность помогать своему ребенку в процессе такого обучения;
3) наличие
возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную
коррекционную помощь;
4) создание
условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним
условиям относятся:
1) уровень
психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норе или
близкий к ней;
2) возможность
овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально
развивающихся детей сроки;
3)
психологическая готовность к интегрированному обучению.
Эффективное
интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и
переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений
должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с
ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально
подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях
интегрированного обучения.
В результате
проведения антидискриминационной политики в Западной Европе произошла реальная
интеграция большого числа детей с различными нарушениями в развитии в
общеобразовательные школы. Накопив двадцатилетний опыт, государство и общество
начинают видеть не только преимущества избранного подхода (они общеизвестны),
но и порожденные им проблемы – это:
1) государство должно резко увеличить
финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная
интеграция дороже дифференцированного специального образования
("проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными");
2) учителя массовых школ, не обладая
достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной
психолого-педагогической помощи, оказались не готовы к интеграции и попали в
ситуацию профессионального и психологического дискомфорта. Формально включенный
в обычный класс проблемный ребенок фактически часто не достигает того уровня
общего психофизического развития, который мог быть обеспечен при условии организации специального развивающего
обучения;
3) только экономически развитые,
финансово могущественные страны могут организовать в каждой общеобразовательной
школе оптимальные условия для проблемного ученика, так как в классе ему
необходимо обеспечить двух педагогов (основного и дополнительного для
индивидуальной помощи), для решения его бытовых проблем - специальные
технические приспособления и обучить персонал; учебное место такого ученика,
как правило, требует дооснащения техническими средствами и специальной
аппаратурой;
4) дополнительное внимание учителя к
интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его
одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников. Не все
родители учащихся массовой школы являются сегодня сторонниками интеграции.
Специалисты,
говоря об интеграции, ясно понимают и обозначают обязательную систему условий,
обеспечивающих подлинное развитие проблемного ребенка в массовой школе, бюрократические
же структуры, провозглашая интеграцию стратегическим направлением политики в
области специального образования, руководствуются весьма часто экономическими
резонами и идеей сокращения числа специальных учреждений.
Какова же ситуация с образованием детей с
ограниченными возможностями здоровья и их интеграцией в общеобразовательные
учреждения?
Помимо активно внедряемого сегодня интегрированного и инклюзивного
образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты –
образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные
в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков
самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих
способностей детей.
Коррекционные классы
общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая
решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у
детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне
со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к
дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант
обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения
организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по
месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется
силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России
существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов.
Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе,
построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку
выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по
которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение –
комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,
радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения
необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера
и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром
дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение
преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий,
присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр
дистанционного обучения.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с
ограниченными возможностями здоровья». В 11-ти регионах были созданы
экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 31
января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по
проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на
рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра
лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа
инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). По данным Министерства
образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования
внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов
в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской,
Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по
программе инклюзивного образования – лишь 47.
Выводы:
1. В настоящее время родители детей с особенностями развития не хотят
отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с
одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и,
соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности
помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Родители
«обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с
тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит
уровень знаний всего класса. Учителя, зачастую, в замешательстве оттого, что им
нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и
поведения, они признаются, что не знают, как организовать его обучение и,
вообще, «что с ним делать»; при этом пока нет методических и учебных пособий и
т.д. Зачастую и учителя, и руководители общеобразовательных школ говорят о том,
что им хватает проблем и с «обычными» детьми, а для «проблемных» детей есть
специальные школы. Зачастую в кулуарах различных совещаний еще можно услышать
«о необучаемых детях с тяжелыми нарушениями» и о том, что «у таких детей все
равно нет никаких перспектив».
2. В настоящее время важно признать, что сомнения и опасения вполне
оправданы; концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений
в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и
дополнительного образования (как «образование для всех»).
3. Развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем
развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно
в этом ключевое значение инклюзивного образования.
4. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного
образование – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости,
последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
Эта статья - обобщение тех публикаций об интегрированном и инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеются на сегодняшний день в РФ. Уважаемые гости сайта, специалисты и родители, вопитывающие детей с проблемами в развитии, хотелось бы услышать Ваше мнение, а, возможно, и узнать о вашем опыте работы в системе интегрированного или инклюзивного образования. Приглашаю всех заинтересованных лиц к дискуссии по данному вопросу.
|