Поиск

Календарь

«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 27.11.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Блог


Главная » 2010 » Май » 26 » Что вы думаете об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду?
19:07
Что вы думаете об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду?

Прежде чем рассуждать о "нужности" или "ненужности", своевременности или преждевременности интеграции детей с ограниченными возможностями (в том числе, детей с отклонениями в развитии - с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) в общеобразовательную среду (массовую школу или детский сад) отразим основные характеристики интегрированного и инклюзивного образования.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
За более чем 150-летнюю историю дифференцированного образования в России создана разветвленная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида. Система специального школьного образования России количественно представлена почти 2000 учреждениями, в которых обучается более 500 тыс. детей и подростков с особыми нуждами. Остальные, чаще всего находятся дома, вследствие ограниченности сервисов современных систем социальной реабилитации и образования.
Западные страны еще в 70-е гг. объявили курс на полную интеграцию инвалидов и лиц с отклонениями в развитии в общество. Данная группа лиц стала именоваться как группа людей, имеющих особые нужды, а различие потребностей со здоровыми лицами в сфере образования стало обозначаться как «особые образовательные потребности». Законодательство на уровне мирового сообщества зафиксировало это понимание в Декларациях ООН: «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «О правах инвалидов» (1975 г.).
Россия ратифицировала эти Конвенции в 1991 г, признав тем самым наличие особых образовательных потребностей по отношению ко всем нуждающимся, начиная с первых лет жизни ребенка и в условиях предоставления родителям права выбора форм обучения. Таким образом, Россия подошла к переходу к интегрированному образованию на 20 лет позже, чем страны Западной Европы.
В России интеграция выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается патронатом специального образования:
1) учится в специальной классе (группе) при массовом учреждении;
или
2) получает коррекционную помощь, обучаясь в обычном классе (группе).
С учетом уровня развития каждого ребенка, можно выбрать соответствующую модель интеграции:
1) комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
2) частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
3) временная интеграция, при которой все дети специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Комбинированная модель интеграции эффективна лишь для части детей, то частичная и особенно временная интеграция целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Прежде всего, необходимо уточнить, что понятие «инклюзивное образование» шире понятия «доступное (интегративное) образование для детей с ограниченными возможностями».
Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка).
На сегодняшний день существует Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», одна из задач которой – создать безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная инициатива была поддержана на федеральном уровне Президентом РФ. Министерство образования РБ занимается разработкой условий для создания этой среды. Безбарьерная среда предполагает возможность как инклюзивного, так и интегрированного образования ребенка. При этом определяющее значение в выборе имеют родители или опекуны ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Перечислим внешние и внутренние условия включения ребенка в общеобразовательную среду.
К внешним условиям, обеспечивающим эффективную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся:
1) ранее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
2) желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать своему ребенку в процессе такого обучения;
3) наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
4) создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям относятся:
1) уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норе или близкий к ней;
2) возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
3) психологическая готовность к интегрированному обучению.
 Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях интегрированного обучения.
В результате проведения антидискриминационной политики в Западной Европе произошла реальная интеграция большого числа детей с различными нарушениями в развитии в общеобразовательные школы. Накопив двадцатилетний опыт, государство и общество начинают видеть не только преимущества избранного подхода (они общеизвестны), но и порожденные им проблемы – это:
1) государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования ("проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными");
2) учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи, оказались не готовы к интеграции и попали в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта. Формально включенный в обычный класс проблемный ребенок фактически часто не достигает того уровня общего психофизического развития, который мог быть обеспечен при условии  организации специального развивающего обучения;
3) только экономически развитые, финансово могущественные страны могут организовать в каждой общеобразовательной школе оптимальные условия для проблемного ученика, так как в классе ему необходимо обеспечить двух педагогов (основного и дополнительного для индивидуальной помощи), для решения его бытовых проблем - специальные технические приспособления и обучить персонал; учебное место такого ученика, как правило, требует дооснащения техническими средствами и специальной аппаратурой;
4) дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников. Не все родители учащихся массовой школы являются сегодня сторонниками интеграции.
Специалисты, говоря об интеграции, ясно понимают и обозначают обязательную систему условий, обеспечивающих подлинное развитие проблемного ребенка в массовой школе, бюрократические же структуры, провозглашая интеграцию стратегическим направлением политики в области специального образования, руководствуются весьма часто экономическими резонами и идеей сокращения числа специальных учреждений.
 Какова же ситуация с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцией в общеобразовательные учреждения?
Помимо активно внедряемого сегодня интегрированного и инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.
Выводы:
1. В настоящее время родители детей с особенностями развития не хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Учителя, зачастую, в замешательстве оттого, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения, они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать»; при этом пока нет методических и учебных пособий и т.д. Зачастую и учителя, и руководители общеобразовательных школ говорят о том, что им хватает проблем и с «обычными» детьми, а для «проблемных» детей есть специальные школы. Зачастую в кулуарах различных совещаний еще можно услышать «о необучаемых детях с тяжелыми нарушениями» и о том, что «у таких детей все равно нет никаких перспектив». 
2. В настоящее время важно признать, что сомнения и опасения вполне оправданы; концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). 
3. Развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования. 
4. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образование – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.

Эта статья - обобщение тех публикаций об интегрированном и инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеются на сегодняшний день в РФ. Уважаемые гости сайта, специалисты и родители, вопитывающие детей с проблемами в развитии, хотелось бы услышать Ваше мнение, а, возможно, и узнать о вашем опыте работы в системе интегрированного или инклюзивного образования. Приглашаю всех заинтересованных лиц к дискуссии по данному вопросу.
Просмотров: 9866 | Добавил: lidok | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Фатихова Лидия Фаварисовна  
0
Мне понятно Ваше состояние, Екатерина. Действительно, с легкой руки чиновников, жаждущих сэкономить деньги на всем, в том числе, и на наших детях, интеграция (причем не организованная. а стихийная) пошла по стране семимильными шагами. Боюсь, что истинной интеграции детей с проблемами в развитии в сообщество здоровых детей, мы не получим, а какую-то часть детей, имеющих особые потребности, напротив, лишим возможности социализироваться и интегрироваться в общество, приобрести профессию и возможность самостоятельно жить и создавать семьи. Я уж не говорю, что сломать старую систему специального образования, потерять отработанные коррекционные технологию, создававшиеся десятилетиями целой плеядой талантливых и самоотверженных ученых, - легко...

1 Екатерина  
0
Добрый день! У меня слабослышащий ребёнок. Когда мы пришли в специализированную школу-интернат, он говорил всего 5-10 слов. У него в речи отсутствовало более половины звуков. После двух лет обучения, ребёнок разговаривает, читает, пересказывает. Но всё это- результат огромного труда наших педагогов. Для того, чтобы слабослышащий ребёнок освоил новое слово, его нужно написать, поставить ударение, показать на дактеле, объяснить значение, показать произношение и т. д. Сейчас стоит вопрос об интеграции. Я категорически против того, чтобы мой ребёнок учился в общеобразовательной школе, и пойду на всё, чтобы этого не случилось. Я прекрасно отдаю себе отчет, что никто не будет заниматься с моим ребёнком так, как это делают в специализированной школе. Дети, в современном мире, слишком жестоки друг к другу. Кто защитит моего ребёнка в случае конфликтной ситуации? Чем закончится этот эксперимент? Изуродованной психикой? Кучей комплексов? Или ещё каким кошмаром? Я считаю, что только человек, никогда не общавшийся с детьми-инвалидами, далёкий от их проблем, мог принять такой закон. О каких правах детей может идти речь, если дети-инвалиды, учась в общеобразовательных школах, не смогут получить должного образования? Мне горько и больно от сознания того, что мы становимся заложниками этой ситуации.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024