Поиск

Календарь

«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 13.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Блог


Главная » 2012 » Январь » 15 » Куда деваться детям с задержкой психического развития?
16:58
Куда деваться детям с задержкой психического развития?

Не удивляйтесь странному названию статьи. Этот вопрос не мой. Он часто сегодня звучит из уст родителей детей с ЗПР и учителей как массовых классов, так и классов VII вида (где обучаются дети с задержкой психического развития).

В последние дни часто вижу социальную рекламу по телевизору об инклюзивном образовании, о том, что каждый ребенок независимо от уровня его психофизического развития может обучаться в обычной школе по той программе, которая соотвествует его возможностям. Хорошая реклама, благие намерения... Мне тоже хочется, чтобы права детей, с которыми у меня связана определенная часть жизни, не ущемлялись, очень хочется, чтобы они имели возможность влиться в сообщество их нормально развивающихся сверстников. Но сразу, как человек, все-таки вращающийся в сфере специального образования и в системе оказания помощи детям с отклонениями в развитии, задаюсь вопросом: "А СМОЖЕМ ЛИ?". Сможем ли, готовы ли обеспечить ребенку с отклонениями в развитии, тем более с тяжелыми отклонениями, должный уровень специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях интегрированного или инклюзивного обрзования? Разработаны ли технологии оказания помощи детям с отклонениями в условиях такого образования? Владеет ли учитель, который отвечает за реализацию программы, образовательных стандартов, этими программами и стандартами? Готовы ли эти стандарты вообще, апробированы ли они? Готовы ли родители здоровых детей и родители детей с отклонениями в развитии к инклюзивному образованию и т.д. и т.п. На большинство вопросов, если я не ошибаюсь, ответ: "НЕТ". Идея сама по себе хороша, но как же стратегия и тактика ее реализации?

Возвращаясь к нашим горемычным детям с ЗПР. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР складывалась достаточно долго: если начинать с теоретико-методологических подходов и первых экспериментальных данных - с 50 гг. XX века. Было все: некомпетентность учителей, работающих с этими детьми, нежелание родителей определять своих детей в "класс дураков", нарушение требований к организации коррекционного процесса со стороны администрации школ, как то: превышение наполняемости классов КРО аж до 20 человек, перевод их на обучение во вторую смену, искусственное пролонгирование (продление) сроков обучения ребенка в классе КРО с целью сохранения ставки учителя, работающего в этом классе, социальная изоляция детей, обучающихся в этих классах от других детей школы и т.д. Но все-таки есть и положительные моменты, а именно: относительно комфортное пребывание ребенка с ЗПР в классе с малой наполняемостью (в случае если не нарушалось требование к наполняемости класса), индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в процессе его обучения, воспитания, коррекции и адаптации, коррекционная помощь ребенку со стороны специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, в некоторых школах, что реже, и дефектолога) и т.д.

И сейчас под знаменем интеграции чиновники запели о том, что права детей данной группы ущемляются, что надо дать им возможность обучаться с их нормально развивающимися сверстниками. Под воздействием этих тенденций классы стали закрываться, а родители и учителя находятся в недоумении: ЧТО ДЕЛАТЬ? Как оказать помощь такому ребенку в массовом классе с наполняемостью 30 человек и более? Кто будет проводить коррекцию речи, познавательной деятельности этих детей, если в школах сократили всех узких специалистов - логопедов, психологов, социальных педагогов? Мой ответ: НЕ ЗНАЮ! Родители в этих условиях прибегают к платным услугам, нанимая частного дефектолога, логопеда, психолога, но даже это не решит проблему, так как вне специально организованной четко выстроенной системы решить эту проблему невозможно. Частный спецалист может оптимизировать процесс коррекционно-развивающей работы, но он не может обеспечить условия образования и воспитания ребенка в школе, не может реализовать школьную программу.

От некоторых людей, в том числе и работников в образовании можно услышать следующую реплику: "А почему все дети должны учиться хорошо, получить хорошее образование? Кому-то надо и работать. Улицы подметать". Во-первых, если отправить подметать улицы всех выпускников, имевших когда-то такую проблему, как ЗПР, то улиц не хватит. Столько дворников нам не нужно, хотя бы потому, что количество детей с ЗПР от всей популяции детей составляет по разным оценкам от 12 до 15% (и этот процент имеет тенденцию к увеличению). Во-вторых, если говорить серьезно, даже будучи рабочим человеку на современном этапе нужно иметь неплохой образовательный уровень, не в средние века все-таки живем. В-третьих, хотелось бы услышать реплику типа: "Кому-то надо работать" от чиновника, у которого у самого случилось такое несчастье в семье - ребенок с ЗПР. Отправит ли он свое чадо подметать улицы? Большой вопрос...

Просмотров: 2191 | Добавил: lidok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
0
Инклюзия в нашей стране- это дебилизации детей с ЗПРР , снижение их самооценки!

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024