Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 27.04.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Грант РГНФ


ГРАНТ Российского гуманитарного научного фонда "Урал: история, экономика, культура" по теме: "Дифференицальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями"

(10-06-84607а/У)

1. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

1.1.      Научная проблема, на решение которой направлен проект. Проект направлен на решение проблемы научного обоснования и методического обеспечения системы дифференциальной диагностики детей с нарушениями интеллектуального развития (дошкольного и младшего школьного возраста) в условиях специального образования. В последние годы дифференциальная диагностика приобретает особую важность. Она позволяет решать следующие задачи: уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка; определение программы его обучения и воспитания; отграничение сходных состояний при различных вариантах отклоняющегося развития; уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза; прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития; определение путей и средств коррекционно-развивающей работы. В нашем проекте мы планируем разработать диагностический комплекс, направленный преимущественно на решение последней из вышеуказанных задач  

1.2.      В чем конкретно состоит актуальность проблемы для данной отрасли знаний. Проблема дифференциальной диагностики детей, имеющих отклонения психического развития, является актуальной для целого ряда областей научного и практического  знания – специальной педагогики, специальной психологии, детской патопсихологии, психолого-педагогической диагностики и др. Наиважнейшая задача психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития – помочь специалисту определиться с выбором наиболее оптимального пути педагогического воздействия, создать условия для психологической коррекции детей с тем или иным вариантом отклоняющегося развития. Таким образом, психолого-педагогическую диагностику можно рассматривать как предтечу и основу коррекционной работы. В этих условиях встает задача подбора и использования экспериментальных методик, которые бы позволили максимально точно определить как уровень актуального, так и ближайшего развития  ребенка. В дефектологической науке накоплено большое количество экспериментальных методик, направленных на изучение различных сторон психической деятельности детей с отклонениями в умственном развитии, в том числе и познавательной ее стороны. Однако в связи с изменением структуры интеллектуального дефекта детей с отклоняющимся развитием в сторону парциальности нарушений и вариантов осложненного развития традиционно используемый в специальном образовании диагностический материал уже не всегда может удовлетворить потребности практики. В то же время, предлагаемые в современной литературе новые диагностические методики не всегда бывают должным образом апробированы на популяции детей с отклоняющимся развитием. Имеются проблемы и в использовании современных методик для решения задачи выявления у ребенка  степени отклонения от нормы. Все вышесказанное определяет проблему нашего исследования как актуальную .

1.3.      Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект. В процессе выполнения проекта будет решаться задача разработки и апробации комплекса диагностических методик и разработки методических рекомендаций по использованию данного комплекса для специалистов специального образования, работающих с детьми с отклоняющимся развитием. В упомянутый комплекс войдут методики, направленные на изучение  познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью и задержкой психического развития) дошкольного и младшего школьного возраста .

1.4.      В чем конкретно состоит новизна поставленной задачи. Новизна исследования состоит в том, что разработанные методики дифференциальной диагностики будут включать особым образом организованный обучающий этап, позволяющий выявить как потенциальные возможности развития, так и пути коррекции детей с нарушениями интеллектуального развития. Данный этап будет построен по стандартной схеме: последовательное и дозированное применение следующих видов помощи ребенку при выполнении диагностического задания – стимулирующей, направляющей, обучающей. Виды и дозы помощи будут регулироваться и предъявляться в зависимости от характера деятельности и степени успешности ребенка при выполнении задания. Указанные переменные – вид и доза помощи ребенку – станут ключевыми для психолого-педагогического диагноза, поскольку позволят произвести как качественный, так и количественный анализ данных обследования ребенка. Таким образом, мы в какой-то степени претендуем на реализацию рекомендации В.И. Лубовского по созданию дифференциально-диагностического инструментария для детей с отклоняющимся развитием – сочетание экспериментально-психологического метода с количественно-качественной оценкой и учетом возрастных особенностей, заложенных в тестах. Кроме того, мы предполагаем разработку методик не только на диагностику познавательной деятельности, но и на изучение эмоционально-волевой и личностной сферы, дефицит в которых особенно остро ощущается в области психолого-педагогической диагностики детей с отклонениями в развитии. Таким образом, в диагностический комплект войдут  методики, направленные на изучение различных сторон психики – познавательной, аффективной, волевой, личностной. Созданные методики будут апробированы на достаточно больших популяциях нормально развивающихся детей и детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития – в общем не менее 150-200 детей.  

1.5.      Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты. Автором проекта будет разработан диагностический комплекс, который будет включать комплект материалов для изучения уровня и особенностей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями – детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития. Посредством методик созданного комплекта методик психологи и коррекционные педагоги смогут выявить не только наличный уровень психического развития, но и потенциальные возможности ребенка. В диагностический комплекс войдут методики дифференциальной диагностики трех направлений – на изучение уровня и особенностей а) познавательной деятельности (перцептивной, мнемической и мыслительной), б) эмоционально-волевой сферы, в) личности. С целью выработки способов исследования перцептивной деятельности планируется создание и модификация методик на исследование восприятия цвета, величины и формы, моделирующего перцептивного действия и др. Для изучения уровня и особенностей развития мнемической деятельности предполагается создание и модификация методик на исследование непосредственной и опосредованной памяти. Среди способов изучения мыслительной деятельности нами планируется разработка методик на изучение проявления и соотношения основных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), уровня и особенностей развития мыслительных операций и др. Таким образом, мы планируем выявить общие и специфические особенности структуры познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития. При разработке методик изучения эмоционально-волевой сферы будет отдано предпочтение способам изучения осознания ребенком своих эмоциональных состояний, способности улавливать модальность эмоциональных переживаний других людей, наличия и выраженности эмоциональных нарушений, способности к волевому усилию, сформированности умения работать по правилу и др. Основное назначение методик данной группы – выявить уровень владения высшими чувствами, что является дополнительным показателем степени сохранности-недостаточности интеллекта. Для выявления уровня и нарушений  личностного развития будут разработаны методики, позволяющие провести дифференциальный анализ эмоциональных особеностей и нравственных компонентов психики детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, мы видим дифференциальную диагностику как путь планомерного перехода от разграничения различных вариантов интеллектуального дефекта детей к раскрытию индивидуальных особенностей конкретного ребенка и характеристике его познавательной деятельности, эмоциональной сферы, работоспособности и личности. Среди принципов дифференциальной диагностики в качестве приоритетных нами будут использоваться  положения, выделенные представителями психолого-педагогической науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.): выбор методов диагностики исходя из особенностей предполагаемого нарушения, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, системный подход к изучению нарушений психического развития, деятельностный и комплексный  подходы к диагностике детей, принцип единства качественного и количественного анализа результатов диагностического исследования.

Результатом выполнения проекта станет публикация учебно-методического пособия по дифференциальной диагностике детей с нарушениями интеллектуального развития. Данное пособие будет адресовано педагогам-психологам и коррекционным педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного типа, специальным психологам и учителям-дефектологам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII и VIII видов и классов коррекционно-развивающего обучения массовых школ. Также данное пособие может быть использовано специалистами психолого-медико-педагогических комиссий с целью определения типа учреждения, в котором следует обучаться ребенку с отклонением в развитии.

Также планируется выпуск психодиагностического комплекса со стимульным материалом и подробным описанием стратегии и тактики обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Данный комплект также может быть использован указанными специалистами в практической деятельности. На первом этапе (подготовительном – март-август 2010 г.) реализации заявленного нами проекта планируется анализ опыта изучения детей с отклоняющимся развитием, накопленного в отечественной дефектологической науке и практике, определение теоретико-методологических основ дифференциальной диагностики детей с нарушениями интеллектуального развития, разработка диагностических методик. На данном этапе также будет определен контингент участников исследования, их возраст, количество. 

Автором проекта будут определены образовательные учреждения г. Уфы и Республики Башкортостан, которые станут экспериментальной площадкой для проведения запланированного исследования, проведен ряд пилотажных исследований по заявленной проблеме. На втором этапе (эмпирическом – сентябрь-декабрь 2010 г.) предполагается апробация педагогами-психологами и коррекционными педагогами образовательных учреждений (дошкольных и школьных) разработанных методик. В диагностический процесс в качестве ассистентов также будут включены студенты вуза, обучающиеся на отделении специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы. Предварительно руководитель проекта проведет ряд консультаций со специалистами, осуществляющими апробацию методик, для адекватного понимания последними стратегии и процесса предстоящего исследования. Процесс психодиагностики будет курироваться руководителем проекта. Дифференциальную диагностику планируется органично включить в коррекционно-педагогический процесс образовательных учреждений, в которых будет реализоваться проект. На третьем этапе (аналитическом – январь-апрель 2011 г.) будут обрабатываться результаты обследования, причем приоритетное значение будет иметь качественный анализ. Планируемая количественная обработка будет включать как проверку разработанных методик на валидность (с этой целью на эмпирическом этапе параллельно с разработанными будут проводиться классические методики), так и выработку нормативных и дифференциальных показателей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями (с этой целью будут обследованы три категории детей – дети без отклонений в психическом развитии, дети с умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития). На данном этапе также будет использоваться компьютерная программа математической обработки данных «Statistica 6.0», посредством которой будет производиться как проверка валидности разработанных методик дифференциальной диагностики, так и их стандартизация. Четвертый этап (обобщающий – май-октябрь 2011 г.) предполагает на основе анализа эмпирических данных определение критериев дифференциальной диагностики, а именно: 1) уровня и особенностей выполнения диагностических заданий как нормальноразвивающимися детьми, так и детьми с нарушениями интеллектуального развития, 2) признаков отграничения сходных состояний отклоняющегося развития (своеобразия познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, имеющих интеллектуальные нарушения), 3) характеристик, свидетельствующих о потенциальных возможностях обучения ребенка (уровне ближайшего развития). В результате проведенного исследования планируется публикация ряда статей, учебно-методического пособия, выпуск психодиагностического комплекта, предназначенных для специалистов – педагогов-психологов, коррекционных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и реабилитационных центров, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий 1.6.      Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке Еще в 20 – 30-е годы прошлого столетия Л.С. Выготский и П.П. Блонский выступали с весьма серьезной критикой тестов, а Л.С. Выготский сформулировал и такой важнейший принцип психологической диагностики недостатков развития, как выявление потенциальных возможностей ребенка, вскрытие зоны его ближайшего развития. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и А.А. Смирнов в 1960-х гг. выступили со статьей, в которой были сформулированы методологические принципы психологической диагностики. Данные принципы создавали основу для преодоления недостатков как тестового подхода, так и существующего упрощенного экспериментально-психологического с интуитивно-эмпирической трактовкой результатов. В начале 1970-х годов состоялось несколько конференций по проблемам психологической диагностики, в которых приняли участие многие психологи из разных регионов СССР (ныне СНГ). Большой вклад в решение проблемы дифференциальной диагностики внесла отечественный дефектолог С.Д. Забрамная. Разработанный ею комплекс диагностических методик долгое время использовался специалистами ПМПК для отбора детей во вспомогательные школы и до сих пор является основным диагностическим пособием по дифференциальной диагностике детей с отклоняющимся развитием в отечественной дефектологической практике. Психологическими проблемами диагностики отклоняющегося развития детей также занимались В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Е.А. Стребелева и др. На современном этапе активно данная проблема разрабатывается И.Ю. Левченко, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.

2. ОТЧЕТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ ЗА 2010 г.

2.1.       Заявленный в проекте план работы на 2010 г.  На первом этапе (подготовительном – март-август 2010 г.) реализации заявленного нами проекта планировался анализ опыта изучения детей с отклоняющимся развитием, накопленного в отечественной дефектологической науке и практике, определение теоретико-методологических основ дифференциальной диагностики детей с нарушениями интеллектуального развития, разработка диагностических методик. На данном этапе также должен был быть определен контингент участников исследования, их возраст, количество. Также автором проекта планировалось определение образовательных учреждений г. Уфы и Республики Башкортостан, которые станут экспериментальной площадкой для проведения запланированного исследования, проведен ряд пилотажных исследований по заявленной проблеме. На втором этапе (эмпирическом – сентябрь-декабрь 2010 г.) предполагалась апробация педагогами-психологами и коррекционными педагогами образовательных учреждений (дошкольных и школьных) разработанных методик. Руководитель проекта должен был привлечь ассистентов (специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, студентов, обучающихся по дефектологическим специальностям) для апробации разработанных методик дифференциальной диагностики, провести ряд консультаций с ними для адекватного понимания ими стратегии и процесса исследования. Дифференциальную диагностику при этом следовало органично включить в коррекционно-педагогический процесс образовательных учреждений, в которых реализуется проект.

2.2.       Содержание фактически проделанной за год работы. В течение марта-июня руководителем проекта были определены теоретико-методологические основы дифференциальной диагностики детей с интеллектуальными нарушениями, что позволило разработать комплекс диагностических методик, состоящий из разработанных нами методик на изучение познавательной сферы, эмоциональной сферы и личности и модифицированных методик, разработанных другими авторами. На основе полученных эмпирических данных в методическом пособии «Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста» опубликована одна из методик («Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний»), опубликовано 2 статьи, характеризующие теоретико-методологические основы дифференциальной диагностики детей с интеллектуальными нарушениями, стратегию исследования и способы анализа результатов дифференциальной диагностики. На сегодняшний день специалистами специальных (коррекционных) образовательных учреждений и студентами отделения «Специальная психология» ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» обследовано 114 детей, из них: специалисты обследовали  73 дошкольника с задержкой психического развития, 17 дошкольников с умственной отсталостью, студенты обследовали,  7 младших школьников с задержкой психического развития и 17 младших школьников с умственной отсталостью, Первичный качественный анализ полученных данных позволяет говорить, как о различиях в стратегии деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью при выполнении диагностических заданий, о специфике принятия задачи детьми данных категорий, об их различной способности к коррекции ошибок и адекватной оценке своей деятельности. Также эти данные позволили зафиксировать возрастные особенности развития высших психических функций у детей данных групп – способность к опосредованию в процессе запоминания, способность к пониманию сохранения количества, способность к пониманию простейших логических связей между событиями, способность к фиксации неадекватности эмоциональной реакции, способность к нравственной оценке поведения и др. 2.3.   Краткая аннотация полученных результатов Дифференциальная диагностика решает следующие задачи: 1)      уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, определение программы его обучения и воспитания; 2)      отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза (данная задача реализуется психолого-медико-педагогическими комиссиями); 3)      прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств развивающе-коррекционной работы. В рамках выполнения нашего проекта основной задачей стала последняя. На сегодняшний день в процедуре дифференциальной диагностики ПМПК отсутствует четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных или хотя бы унифицированных наборов диагностических методик. Как показывает практика, в диагностической деятельности специалистам психолого-медико-педагогических комиссий часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер. Они вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности. Полученные таким образом результаты не могут объективно свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности. В таких случаях целесообразно применять экспериментально-психологический метод, и его особую форму – обучающий эксперимент. Построение диагностических методик в форме обучающего эксперимента позволяет выявить различия в объеме зоны ближайшего развития и таким образом провести дифференциальную диагностику, осуществить подлинную качественную диагностику. Процессуальность психолого-педагогической диагностики, в целом, и дифференциальной диагностики, в частности, предполагает наличие этапов. Первый этап – подготовка к дифференциальной диагностике. Включает в себя ряд шагов: постановка цели исследования, выдвижение психодиагностической гипотезы, постановка конкретных задач, создание психодиагностического комплекса, проведение пилотажного исследования (в случае необходимости). Второй этап – собственно обследование с использованием ранее подобранных методик. Длительность данного этапа зависит от поставленных целей, психического состояния обследуемых и др. Проведение обследования с включением обучающей части диктует и особую форму протоколирования процесса и результатов исследования. Форма протокола может быть следующей: Наименование методики Уровень выполнения диагностического задания Количество и характер предъявленной помощи Примечание (поведение ребенка в процессе обследования, его реакция на задание, сосредоточенность и т.п.)          

Данные протокола можно использовать как для заключения об уровне развития исследуемого процесса, так и для установления динамики развития психического процесса при повторных исследованиях. Данные протокола могут свидетельствовать и об уровне обучаемости ребенка, что может быть использовано для постановки коррекционных задач  выбора уровня трудности предлагаемых ребенку заданий. Третий этап – обработка полученных данных, их обобщение. Такое обобщение может быть представлено в виде таблиц, карт обследования, в которых систематизируются использованные методики, диагностируемые показатели и т.п. Стратегия обучающего эксперимента предполагает и определенный алгоритм анализа результатов исследования по той или иной методике. О.Н. Усанова предлагает следующую схему для качественного анализа результатов дифференциальной диагностики: 1)   принятие задачи и понимание инструкции; 2)   возможность самостоятельного выполнения заданий и способы действий; 3)   результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок. Четвертый этап – написание заключения на основе интерпретации полученных результатов, в процессе которой производится сопоставление данных результатов с выдвинутой гипотезой.

3. ПЛАН РАБОТЫ НА 2011 г.  

В период с января по апрель 2011 г. будут обрабатываться результаты обследования, причем приоритетное значение будет иметь качественный анализ. Планируемая количественная обработка будет включать выработку нормативных и дифференциальных показателей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями (с этой целью на предыдущих этапах реализации проекта были обследованы три категории детей – дети без отклонений в психическом развитии, дети с умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития). На данном этапе также будет использоваться компьютерная программа математической обработки данных «Statistica 6.0», посредством которой будет производиться как проверка валидности разработанных методик дифференциальной диагностики, так и их стандартизация. Следующий этап (обобщающий – май-октябрь 2011 г.) предполагает на основе анализа эмпирических данных определение критериев дифференциальной диагностики, а именно: 1) уровня и особенностей выполнения диагностических заданий как нормальноразвивающимися детьми, так и детьми с нарушениями интеллектуального развития, 2) признаков отграничения сходных состояний отклоняющегося развития (своеобразия познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, имеющих интеллектуальные нарушения), 3) характеристик, свидетельствующих о потенциальных возможностях обучения ребенка (уровне ближайшего развития). В результате проведенного исследования планируется публикация ряда статей, учебно-методического пособия, выпуск психодиагностического комплекса, предназначенных для специалистов – педагогов-психологов, коррекционных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и реабилитационных центров, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.  

4. ОТЧЕТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ ЗА 2011 г.

4.1. Заявленный в проекте план работы на 2011 г. В период с января по апрель 2011 г. планировалась обработка результатов обследования, с приоритетом качественного анализа. Планируемая количественная обработка предполагала выработку нормативных и дифференциальных показателей психического развития детей с интеллектуальными нарушениями (с этой целью на предыдущих этапах реализации проекта были обследованы три категории детей – дети без отклонений в психическом развитии, дети с умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития). На данном этапе также планировалось использовать компьютерную программу математической обработки данных «Statistica 6.0», посредством которой планировалось провести проверку валидности разработанных методик дифференциальной диагностики и их стандартизацию. Следующий этап (обобщающий – май-октябрь 2011 г.) предполагал на основе анализа эмпирических данных определение критериев дифференциальной диагностики, а именно: 1) уровня и особенностей выполнения диагностических заданий как нормальноразвивающимися детьми, так и детьми с нарушениями интеллектуального развития, 2) признаков отграничения сходных состояний отклоняющегося развития (своеобразия познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, имеющих интеллектуальные нарушения), 3) характеристик, свидетельствующих о потенциальных возможностях обучения ребенка (уровне ближайшего развития). В результате проведенного исследования планировалась публикация ряда статей, учебно-методического пособия – психодиагностического комплекса, предназначенных для специалистов – педагогов-психологов и коррекционных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и реабилитационных центров, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий .

  4.2. Основные итоги выполненного проекта. Для решения задачи разработки диагностического комплекса мы использовали ставшие классическими в дефектологии экспериментальные методики в модифицированном варианте и разработали оригинальные методики. При этом нас интересовали все основные виды познавательной деятельности ребенка –  перцептивная (особенности восприятия цвета, формы, размера), мнемическая (непосредственный и опосредованный виды запоминания), мыслительная (действия наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, приемы логического мышления).

В 2011 году проводилась обработка и анализ результатов проведенного эмпирического исследования по разработанному и апробированному нами комплексу психолого-педагогической диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. В качественном анализе использовались все полученные данные (выборка составила 323 ребенка), для статистической обработки данных использовались данные обследования 137 детей (репрезентативность выборки). Целью качественного анализа было получение данных об обучаемости детей, потенциальных возможностях их дальнейшего познавательного и эмоционально-личностного развития, а также выяснение структуры нарушений психического развития детей с интеллектуальными нарушениями, дифференциальных признаков психического дизонтогенеза при различных вариантах интеллектуальных нарушений – задержке психического развития и умственной отсталости. 

По результатам исследования были опубликованы ряд статей и учебно-методическое пособие.

Библиографический список публикаций, выполненных в рамках проекта, за весь срок выполнения проекта

1. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. Шолохова», 2010. – 69 с. – на рус. яз.

2. Фатихова Л.Ф. Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. С. 171-175. – на рус. яз.

3. Фатихова Л.Ф. Диагностика социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии // В мире научных открытий. 2010. № 4 (10). Ч. 8. С. 84-86. – на рус. яз.

4. Фатихова Л.Ф. Диагностика способности дошкольников к распознаванию эмоциональных состояний // Современное дошкольное образование. – 2010. - № 5. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010. – С. 58-62

5. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт.


Copyright MyCorp © 2024