Поиск

Календарь

«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 12.05.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Блог


Главная » 2012 » Март » 12 » И снова об инклюзии...
23:39
И снова об инклюзии...
У меня, как у коррекционщика часто возникает вопрос: "А готовы ли мы к переходу на инклюзивное образование?". Ведь к этому должны быть готовы множество участников этого процесса:
1) государство должно быть готово материально обеспечить этот процесс, т.е. должны быть мощные денежные вливания, гораздо большие, чем в процесс дифференцированного образования, которое и так, на взгляд государства, слишком затратно. Но каждый, кто оказывает помощь детям с ОВЗ, понимает, что инклюзивное обучение гораздо затратнее (если оно, конечно, будет действительно отвечать запросам общества и, прежде всего, родителей детей с ОВЗ). Складывается ощущение, что государство пока не хочет, да и не может позволить себе, такие затраты, а отсюда возникает вопрос: "Не окажется ли идея с инклюзивным образованием очередным мыльным пузырем?";
2) должны быть подготовлены специалисты в области инклюзивного образования. Даже коррекционщики не представляют себе достаточно ясно, как должен строиться этот процесс, каковы будут его результаты. Не разработаны пока и технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Для разработки таких технологий нужны научные кадры, нужны финансовые вливания. И с тем, и с другим у нас, как известно, напряженка. Может быть, я скептик, но сильно сомневаюсь, что инклюзивное образование могут обеспечить неподготовленные к нему учителя массовых школ, если даже специалисты с этим затрудняются. Предполагается, что этих "затрудняющихся специалистов" возьмут в помощь школы с инклюзивным образованием. Но что-то сомневаюсь, чтобы этот процесс приобрел массовый характер в условиях оптимизации, которая идет семимильными шагами по нашим школам;
3) должны быть готовы родители, воспитывающие детей с ОВЗ, к тому, чтобы обеспечить обучение ребенка в условиях массовой школы. К этому "готовы" чаще всего родители не ведающие о том, каково специальное образование детей с ОВЗ в специальных учреждениях, т.е. это, как правило, родители дошкольников, которые не посещали образовательные учреждения вообще или посещали массовые ДОУ и имеют недостаточное представление о состоянии своего ребенка, о его возможностях. А родители детей, которые вкусили проблемы обучения ребенка в массовых школах, насмешки со стороны сверстников по отношению к своему ребенку, ярко выраженное несоотвествие и интеллектуальных, и социальных возможностей ребенка школьным требованиям, не торопятся переводить обучение ребенка на рельсы инклюзивного образования. А если они еще и видят результат оказанной ребенку в специальной школе помощи, то их и за ноги не вытащить из этой "резервации" (как любят именовать в последнее время некоторые чиновники специальные школы);
4) должны быть готовы родители нормально развивающихся детей к тому, что в классе появится особый ребенок. Практика показывает, что пока эгоистические тенденции в обществе слишком явны, чтобы рисковать и помещать ребенка, особенно с выраженными нарушениями, в столь агрессивную среду, тем более, что со стороны родителей нормально развивающихся детей должно быть получено согласие на перевод их класса на уровень инклюзии;
5) и наконец, самое главное, должен быть готов сам ребенок с ОВЗ к обучению в формате инклюзии. Большое количество детей с ОВЗ сегодня имеют комплексные нарушения. У них не только двигательный дефект, к примеру, а еще интеллектуальный и речевой, плюс нарушения эмоционально-волевой сферы. И что делать с этим ребенком, как его обучать в классе пусть даже в 20 человек, когда он при индивидуальном-то обучении "не идет", как говорят специалисты?

Конечно, в моем комментарии больше вопросов, чем ответов. Я на самом деле не против инклюзии, я против того, как ее пытаются внедрять. Помните как с национальными языками в республиках? Например, в Башкирии было дело: ввели башкирский язык во всех школах, практически уравняли количество часов по башкирскому языку с часами по русскому языку... Ну и в каких школах дети свободно общаются на башкирском? В башкирских гимназиях?

Инклюзия не должна внедряться насильственно, а очень осторожно и грамотно. Готовы ли мы к такому внедрению? Я сомневаюсь...

Просмотров: 818 | Добавил: lidok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024