Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 22:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Субъективная картина жизненного пути матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Введение. Ребенок с расстройствами аутистического спектра, как любой ребенок, является субъектом воспитания, и самые близкие воспитывающие его люди, матери, попадая в ситуацию необходимости реабилитации ребенка, его максимально возможной социальной адаптации и интеграции в общество, вынуждены отказываться от прежних жизненных установок, менять приоритеты, вырабатывать новый стиль жизни. Все это, так или иначе, отражается на самосознании матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, на той его составляющей, которая именуется в современной психологической науке субъективной картиной жизненного пути.

Определение субъективной картины жизненного пути, данное некогда      Б. Г. Ананьевым [1], было дополнено и уточнено Е. И. Головахой [3],          К. В. Карпинским [4]. Под субъективной картиной жизненного пути авторы понимают психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути – значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Этот образ отражает отношение человека к возможным психологическим способам обретения счастья, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других людей.

Этапы изменения характеристик субъективной картины жизненного пути, этапы ее становления изложены в работе Ю. И. Филимоненко [7]. Каждый человек время от времени упорядочивает и переосмысливает пережитые события, обобщает свой опыт, т.е. создает субъективную картину жизненного пути, обусловленную противоречиями, которые переживает человек в течение жизни. Согласно результатам исследования А. А. Кроника, Е. И. Головахи и Н. В. Паниной, чем тяжелее жизненные ситуации и чем менее человек является субъектом собственной жизни, тем более деформирована его картина жизни [2; 3].

Сегодня имеется незначительное число исследований, касающихся изучения субъективной картины жизненного пути матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (И. А. Ральникова, Е.А. Ипполитова , С.С. Шмакова). Так, в работе И.А. Ральниковой и С.С. Шмаковой  описывается исследование субъективной картины жизни матерей, имеющих хронически больных детей. Согласно полученным в данном исследовании результатам, мать, переживая трудный период в своей жизни, связанный с длительным заболеванием детей, переориентируется на свою внутреннюю жизнь, в их субъективной картине повышается доля событий относящихся к сфере переживаний, внутренней духовной жизни, в которой они меньше фиксируют отрицательных изменений [6].

И. А. Ральникова и Е.А. Ипполитова отмечают, что научное исследование субъективной картины жизненного пути приобретает особую значимость в переломные периоды жизни человека, связанные с переживанием неординарных событий, носящих психотравмирующий характер, одним из которых является рождение ребенка-инвалида. Этот факт, по мнению авторов, необходимость адаптации к случившемуся, поиска ресурсов существования с ребенком-инвалидом глубоко затрагивает его родителей, и более всего мать [5].

В сознании матери ребенка-инвалида, согласно Н. В. Жутиковой, трансформируются прежние представления о собственной жизни, ее укладе, происходит переоценка событий прошлого, осознается утрата актуальности прежних планов на будущее, необходимость планирования жизненной перспективы с учетом проблем, связанных с болезнью ребенка [14].

Цель нашего исследования состоит в изучении субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Исходя из анализа исследований по рассматриваемой проблеме, мы предположили, что содержание субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, определяется наличием взаимосвязей между целями, мотивами и степенью удовлетворенности жизнью.

Реализация поставленной в исследовании цели осуществлялась с помощью следующих диагностических методик:

  1. Индекс жизненной удовлетворенности (автор Н.В. Панина);
  2. Тест смысложизненных ориентаций (автор Д.А. Леонтьев);
  3. Анкета для матерей, позволяющая получить основные сведения о матерях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (имя, возраст, образование) и данных об их детях (пол, возраст, поведение, степень адаптации и интеграции в образовательную среду);
  4. Психосемантическая методика (модифицированный вариант), позволяющая определить представление респондентов о себе в таких сферах жизнедеятельности как «Я в семье», «Я с друзьями» и «Я на работе».

Проверка истинности поставленной гипотезы осуществлялась с помощью корреляционного анализа. Статистическая обработка результатов исследования проводилась в статистическом пакете SPSS v. 10.0 for Windows корпорации StatSoft.

В исследовании принимали участие 20 матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в возрасте от 28 до 46 лет.

В ходе анализа результатов исследования было выявлено, что у 11 матерей проявляется низкий уровень жизненной удовлетворенности, то есть им характерна низкая самооценка, они примирились со всем, что им преподносит судьба. Особенно низкие значения у респондентов выявлены по показателям «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «Общий фон настроения», что говорит об их неспособности достижения поставленных целей и пониженном настроении. В большинстве своем женщины дают положительную оценку своим действиям и чувствуют себя нужными.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра показали, что только 7 женщин направлены на будущее, стремятся к самореализации себя вне пределов семьи и, соответственно, воспринимают себя как достаточно сильную личность. У остальной группы матерей присутствует желание вернуться в прошлое и что-то в нем изменить.

Результаты корреляционного анализа позволили установить связь показателя «Представления о себе в семье»  с такими параметрами субъективной картины жизненного пути как «Цель в жизни» (r=0,513; р<0,05), «Удовлетворенность самореализацией» (r=0,484; р<0,05), «Локус контроля-Я (Я-хозяин жизни)»  (r=0,748; р<0,01), «Локус контроля – жизнь или управляемость жизнью» (r=0,587; р<0,01),  «Общий показатель – осмысленность жизни» (r=0,566; р<0,01), «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (r=0,445; р<0,05) и «Общий фон настроения» (r=0,562; р<0,01). Интерпретируя данные взаимосвязи можно констатировать, что матери, позитивно оценивающие себя в семейной жизни, будут склонны к постановке высоких целей, способны испытывать удовольствие от реализации себя в деятельности, верят в свои силы. У таких матерей повышенный фон настроения и для них не характерно конфликтное взаимодействие между поставленными и достигнутыми целями, то есть они ставят адекватные для себя цели и способны контролировать свою жизнь и события в ней.

Корреляционный анализ позволил также установить связь показателя «Восприятия сферы общения с друзьями» с такими параметрами субъективной картины жизненного пути женщин как «Цели в жизни» (r=0,475; р<0,05), «Удовлетворенность самореализацией» (r=0,513; р<0,05), «Локус контроля Я (Я-хозяин жизни)» (r=0,601; р<0,01),  «Локус контроля – жизнь или управляемость жизнью» (r=0,473; р<0,05),  «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (r=0,570; р<0,05), «Положительная оценка себя и собственных поступков» (r=0,560; р<0,05), «Общий фон настроения» (r=0,556; р<0,05), «Общий показатель жизненной удовлетворенности» (r=0,549; р<0,05). То есть, матери, позитивно оценивающие себя  в дружеской среде, ставят высокие цели, испытывают удовольствие от реализации своих целей, уверены в себе и в своих силах, их жизнь видится им достаточно осмысленной, как правило, им удается достигнуть поставленных целей и как следствие, для них характерен повышенный фон настроения.

Сфера представлений о себе на работе взаимосвязана у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, с такими показателями субъективной картины жизненного пути, как «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (r=0,496; р<0,05), «Общий показатель – осмысленность жизни» (r=0,480; р<0,05), «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (r=0,455; р<0,01), «Общий фон настроения» (r=0,553;  р<0,05). Из этого следует, что матери, которые комфортно чувствуют себя в сфере «Я на работе»,  ощущают себя сильной личностью, обладающей свободой выбора, считают свою жизнь осмысленной, для них не характерно конфликтное взаимодействие между поставленными и достигнутыми целями и можно говорить о том, что они получают удовольствие от жизни. И, напротив, матери испытывающие дискомфорт на работе, пассивно примеряются с жизнью, не оптимистичны и, как правило, не всегда достигают поставленных целей.

Заключение. Итак, согласно исследованиям, предпринятым рядом отечественных психологов, рождение ребенка-инвалида – событие, имеющее ключевое значение в жизни женщины, оно носит психотравмирующий характер, что приводит к депрессии и требует адаптации матери к сложившимся условиям существования с больным ребенком, что в свою очередь, способствует трансформации субъективной картины жизни матери, воспитывающей ребенка-инвалида.

Результаты проведенного нами исследования позволяют констатировать, что матери, воспитывающие детей, инвалидность которых обусловлена расстройствами аутистического спектра, при позитивной оценке своей семейной жизни, своего профессионального статуса и взаимоотношений с друзьями стремятся к самореализации, верят в свои силы, у них не возникает противоречий между поставленными и достигнутыми целями деятельности. Негативная оценка женщин данной группы своей семейной жизни, достижений в профессиональной сфере, дружеских отношений, напротив, не позволяет им самореализоваться, контролировать свою жизнь и происходящие в ней события.

 

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. / Б.Г. Ананьев – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
  2. Головаха, Е.И., Панина, Н.В. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Головаха. – Киев: Политиздат Украины, 1989. – 35 с.
  3. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности / Е.И. Головаха.  – М.: Смысл. 2008. – 267 с.
  4. Карпинский, К. В. Смысложизненный кризис как фактор неадекватности психологического возраста личности [Текст] /  К. В. Карпинский // Ананьевские 168 чтения – 2008. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы научно-практической конференции /под ред. А. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. – С. 532 – 533.
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - № 2. - С.18-22.
  6. Ральникова И.А., Шмакова С.С. «Рождение ребенка-инвалида» как событие, инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №4. - С. 199-204.
  7. Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1. СПб., 1997. - С. 59-74.

Статья отправлена: 05.08.2014

© Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф.

Для ссылок: Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Субъективная картина жизненного пути матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Сборник научных трудов SWold. – Выпуск 3(36). Том 15. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. С. 3-6.

Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (13.12.2014)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024