Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 12:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формирования социальной компетенции у д
Введение
Проблема компьютеризации процесса обучения активно обсуждается практиками и учеными в области педагогики, психологии и информационных технологий еще с 80-х годов XX века. На современном этапе возможности использования компьютерных технологий совершенствуются и входят как в профессиональную, так и повседневную жизнь не только взрослого, но и ребенка [1]. Кроме того компьютерные технологии выступают необходимой составляющей обучения и воспитания детей в образовательных организациях, обеспечивая их эффективное включение в общественную жизнь. Не являются исключением и дети с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день разработано и продолжает разрабатываться огромное количество разнообразных компьютерных игр развлекательного, обучающего и развивающего характера, ведутся споры об их позитивном и негативном воздействии на психическое и физическое развитие ребенка [2-6]. Сторонники позитивного влияния компьютерных игр на развитие детей, считают, что они повышают мотивацию детей к обучению, развивают навыки работы на компьютере, позволяют ребенку чувствовать себя увереннее в современном информационном обществе [7]. Ими разрабатываются компьютерные программы, которые могут использоваться педагогами на занятиях, детьми под руководством родителей или самостоятельно в целях закрепления знаний и умений по определенным учебным дисциплинам [8, 9].
Понятие социальной компетентности и проблема ее формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная компетентность рассматривается как способность индивида включаться в разнообразные социальные среды и успешно функционировать в них, либо как возможность реализации через действия тех знаний, которые позволят продуктивно решить проблемы в различных социальных ситуациях [10-12].
В качестве структурных компонентов социальной компетентности исследователи выделяют понятийно-сущностный (представлен знаниями ролевых требований, предъявляемых обществом к индивиду, общечеловеческих норм и ценностей, представлений о себе как социальном субъекте), мотивационно-мировоззренческий (мотивация на успешное социальное взаимодействие с учетом нравственных норм и ценностей общества), практико-деятельностный (навыки и опыт, обеспечивающие эффективное социальное взаимодействие) и концептуальный Введение
Проблема компьютеризации процесса обучения активно обсуждается практиками и учеными в области педагогики, психологии и информационных технологий еще с 80-х годов XX века. На современном этапе возможности использования компьютерных технологий совершенствуются и входят как в профессиональную, так и повседневную жизнь не только взрослого, но и ребенка [1]. Кроме того компьютерные технологии выступают необходимой составляющей обучения и воспитания детей в образовательных организациях, обеспечивая их эффективное включение в общественную жизнь. Не являются исключением и дети с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день разработано и продолжает разрабатываться огромное количество разнообразных компьютерных игр развлекательного, обучающего и развивающего характера, ведутся споры об их позитивном и негативном воздействии на психическое и физическое развитие ребенка [2-6]. Сторонники позитивного влияния компьютерных игр на развитие детей, считают, что они повышают мотивацию детей к обучению, развивают навыки работы на компьютере, позволяют ребенку чувствовать себя увереннее в современном информационном обществе [7]. Ими разрабатываются компьютерные программы, которые могут использоваться педагогами на занятиях, детьми под руководством родителей или самостоятельно в целях закрепления знаний и умений по определенным учебным дисциплинам [8, 9].
Понятие социальной компетентности и проблема ее формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная компетентность рассматривается как способность индивида включаться в разнообразные социальные среды и успешно функционировать в них, либо как возможность реализации через действия тех знаний, которые позволят продуктивно решить проблемы в различных социальных ситуациях [10-12].
В качестве структурных компонентов социальной компетентности исследователи выделяют понятийно-сущностный (представлен знаниями ролевых требований, предъявляемых обществом к индивиду, общечеловеческих норм и ценностей, представлений о себе как социальном субъекте), мотивационно-мировоззренческий (мотивация на успешное социальное взаимодействие с учетом нравственных норм и ценностей общества), практико-деятельностный (навыки и опыт, обеспечивающие эффективное социальное взаимодействие) и концептуальный (представлен такими качествами как креативность, толерантность, адаптивность, коммуникабельность и т.п.) компоненты [13].
Теоретический анализ проблемы развития социальной компетентности позволил исследователям также выделить другие ее компоненты: коммуникативную компетентность, состоящую во владении коммуникативными навыками и умениями, направленными на соблюдение культурных норм и ограничений; организационно-лидерскую компетентность, выражающуюся в способности эффективно воздействовать на других; Я-компетентность, включающую рефлексивный и духовный компоненты проявления себя в обществе [14].
Тщательный анализ структурно-содержательных особенностей социальной компетентности детей младшего школьного возраста позволил выделить пять компонентов, которые необходимо формировать у детей данного возраста:
1) социокультурные компетенции общего профиля – владение знаниями и навыками выполнения типичных социальных ролей, системой социальных норм и ценностей;
2) социально-культурно-гендерные компетенции – знания и навыки выполнения мужских и женских обязанностей;
3) социально-информационные компетенции – навыки необходимые для учебной деятельности, связанные с переработкой информации, их анализа и систематизации;
4) социально-здоровьесберегающие компетенции – знание и выполнение правил личной гигиены и безопасности;
5) социально-познавательные компетенции – умение ставить цель и достигать ее, при необходимости прибегая к помощи взрослого [15].
Процесс формирования социальных компетенций особенно актуален для наиболее уязвимой категории детей – детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ имеющихся на сегодняшний день обучающих и развивающих компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что большая часть этих программ направлена на формирование предметных знаний и умений [7, 16, 17]. Следует также отметить, что сложность в создании и применении таких программ для данной категории детей обусловлены необходимостью учета специфики нарушений их развития.
Одной из острых проблем, которая сегодня возникает перед родителями, педагогами и обществом в целом, является проблема социализации детей. Исследователи подчеркивают, что, несмотря на то, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно данный процесс протекает в детстве [18].
Освоение социального опыта состоит в приобретении индивидом навыков общения с другими, умение адекватно оценивать ситуацию при взаимоотношении с ними, учитывая при этом общественные нормы поведения, уметь сопереживать другим, презентовать себя, предвидеть опасные для жизни ситуации и по мере возможности предотвращать их. Современные дети часто не способны разрешить даже самые элементарные социальные действия: им сложно осуществлять «живое», неопосредованное общение со сверстниками, а легче общаться в социальных сетях. Они не способны учитывать интересы партнеров по общению и взаимодействию, игнорируя их или даже подавляя, что, в свою очередь, приводит к конфликту, разрешение которого осуществляется агрессивным путем и т.п. В связи с этим перед педагогами и исследователями встает задача обеспечения безопасной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них таких социальных компетенций, которые позволят им ориентироваться в современной социальной среде и приспособится к условиям жизни в ней.
 
Полный текст статьи см. в прикрепленном файле в разделе "Файлы".
 
Для ссылок:
Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формирования социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта // Образовательные технологии и общество. 2015. № 4. 
Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (20.01.2016)
Просмотров: 524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024