Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей

В последние годы компьютерные технологии все более прочно входят в  различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательный процесс. В специальном образовании компьютерные технологии находят широкое применение в образовательном и коррекционно-развивающем процессе. При этом возможности применения компьютерных технологий в системе специального образования с целью формирования, воспитания и коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии, таких ее структурных компонентов, как социальный интеллект, социальное познание, социальная компетентность являются недостаточно разработанными.

Проблема использования компьютерных технологий не только в специальном образовании, но и в образовании вообще, активно обсуждается и изучается представителями различных областей психолого-педагогической науки. Исследования и обсуждения касаются как вопросов позитивного и негативного влияния компьютерных средств на развитие обучаемого (А. В. Беляева, А. В. Войскунский, Ю. М. Горовец, А. В. Карпов, Е. А. Куликова, Э. Г. Скибицкий, Л. Д. Чайнова), так и оптимизации образовательного процесса, формирования различных компетенций детей в условиях применения компьютерных технологий в обучении, включения компьютерных технологий в коррекционно-развивающий процесс (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Ф. Гаркуша, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, Е. И. Машбиц, Л. Р. Лизунова, 3. А. Репина, Ж. А. Тимофеева, Л. В. Тхоржевская). Последнее имеет особую актуальность в отношении детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с одним из наиболее распространенных видов нарушений развития – тяжелыми нарушениями речи. В этом плане использование традиционных коррекционно-развивающих технологий является недостаточным и требует включения дополнительных средств. На сегодняшний день такими дополнительными средствами коррекции могут служить игровые компьютерные технологии, позволяющие к тому же включить детей с отклонениями в развитии в процесс взаимодействия с современными техническими средствами и сэкономить усилия педагога, осуществляющего коррекцию.

Проблема применения компьютерных технологий  в специальном образовании впервые была поднята зарубежными исследователями в начале 70-х годов XX века (Р. Вильяме, Е. И. Машбиц, Ж. Саго). Основной задачей  своих исследований они ставили социальную и образовательную интеграцию данной категории детей и поиск путей расширения их «компенсаторного фонда». Споры вокруг целесообразности использования компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии (А. В. Беляева, Е. А. Куликова, А. В. Войскунский, Ю. М. Горовец) послужили источником для исследования Л. В. Тхоржевской динамики психического развития детей с отклонениями в развитии (детей с задержкой психического развития, нарушением слуха, умственной отсталостью и др.) в процессе психологической коррекции с использованием компьютерных технологий [10].

Последние два десятилетия в специальной педагогике и психологии уделяется все большее внимание разработке и применению компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Например, Ю.Ф. Гаркушей [3], З.А. Репиной и Л.Р. Лизуновой [9] разработаны компьютерные программы для обучения детей, имеющих речевые нарушения. Под руководством О.И. Кукушкиной в 2001-2003 гг. разработан пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушением слуха, речи и задержкой психического развития по формированию представлений об окружающем мире и математических представлений [5].

На сегодняшний день исследователи приходят к заключению, что применение компьютерных технологий в процессе психолого-педагогической коррекции детей с отклонениями в развитии будет способствовать  формированию их самостоятельности и инициативы,  даст им возможность интегрироваться в общество и достигнуть социальной полноценности (Ю. Ф. Гаркуша [3], О.И. Кукушкина [5], З.А. Репина [9], Л. В. Тхоржевская [10]).  Кроме того, как отмечает Л.Р. Лизунова,  некоторая  обезличенность в общении ребенка с компьютером способствует формированию доверия к собеседнику, а компьютерные упражнения позволяют ему моделировать различные ситуации общения, осуществить которые в реальной жизни для ребенка с отклонениями в развитии является довольно затруднительным [7].

Исследование социального развития детей с отклонениями в развитии в коррекционной психологии и педагогике является достаточно изученной проблемой. За последние 30 лет были опубликованы результаты исследования социально-перцептивной сферы (O.K. Агавелян [1], Е.В. Хлыстова [12]), коммуникативных свойств личности (Е.Е. Дмитриева, [4]) межличностного понимания (Ж.И. Намазбаева [8]), социального интеллекта (И.С.  Володина, [2]) детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития. Использование же компьютерных технологий в коррекционном развитии социального интеллекта у детей с такими отклонениями в развитии, как тяжелые нарушения речи, пока не предпринималось, тогда как возможности такого рода исследований, целесообразность и необходимость применения таких технологий в коррекционной практике специального образования очевидны.

До сих пор в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи разрабатывались компьютерные игры для формирования и закрепления учебных навыков, развития познавательной сферы, коррекции речевой деятельности (Ю.Ф. Гаркуша [3], О.И. Кукушкина [5], Л.Р. Лизунова [7], З.А. Репина [9]). Такие вторичные нарушения как недостаточная сформированность социально-перцептивных умений, нравственных инстанций, коммуникативных компетенций  не являлись объектом психолого-педагогической коррекции средствами компьютерных технологий. Между тем, данные нарушения, являясь вторичными, не являются специфическими, характерными только детям с нарушениями речи, но и детям с другими отклонениями в развитии (О.К. Агавелян [1], Ж.И. Намазбаева [8], Э.И. Кякинен [6] и др.). Указанные нарушения затрудняют социальное развитие ребенка, включают механизмы социальной дезадаптации, десоциализации, а, иногда, и асоциализации.

 Включение компьютерных технологий, в частности компьютерных игр, в коррекционно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволит  формировать один из механизмов, обеспечивающих социализацию детей с тяжелыми нарушениями речи – социальный интеллект.

В рамках проекта «Компьютерные игры как средство развития социального интеллекта детей с отклонениями в развитии», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом в 2012 году (проект №12-06-00041/12) разработан апробируется комплекс компьютерных игр, направленных на развитие социального интеллекта детей с тяжелыми нарушениями речи, предназначенных для использования в коррекционно-развивающей работе педагогами-психологами, учителями-логопедами специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. В данный комплекс вошли игры по таким разделам, как «Чувства», «Поведение», «Моя семья», «Школа», «Конфликты», «Сказки», «Осторожно: опасность!», направленные на  развитие таких механизмов социального познания, как эмпатия, рефлексия, идентификация, формирование умения организовывать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, конструктивно разрешать конфликты и др. Разработанный комплекс компьютерных игр может быть включен в коррекционно-развивающий процесс, организуемый педагогами специального образования в процессе обучения, воспитания, коррекции, социальной адаптации, социализации детей с такими отклонениями в развитии, как тяжелые нарушения речи.

Новизна исследования состоит в том, что: 1) разработано содержание коррекционной работы, направленной на развитие социального интеллекта у детей с тяжелыми нарушениями речи; 2) изучена эффективность применения игровых компьютерных технологий в коррекционной работе, направленной на развитие у детей с тяжелыми нарушениями речи социального интеллекта, влияние игровых компьютерных технологий на формирование изученных в процессе психолого-педагогической диагностики компонентов социального интеллекта детей данной группы.

Учитывая то, что дети с тяжелыми нарушениями речи имеют различные по уровню и направленности компенсаторные возможности, предполагается разный уровень достижения детьми уровня развития социального интеллекта и воздействия на различные сферы социального познания ребенка.

Исследование указанного плана позволяет выделить уровни развития социального интеллекта и описать относительно благоприятные для развития сферы социального познания у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Компьютерные игры, представленные в разработанном комплексе, направлены на:

1) развитие самопознания (умения понимать свой внутренний мир, свои эмоциональные состояния, адекватно оценивать себя, свои возможности, поступки, критично относиться к себе и др.);

2) развитие познания других (умения понимать внутренний мир других людей, распознавать их эмоциональные состояния, интерпретировать, прогнозировать и оценивать их поведение и поступки и др.);

3) формирование умение конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками, посторонними людьми), разрешать межличностные конфликты;

4) развитие способности оценивать свое поведение и поведение других и осуществлять его коррекцию.

Апробация разработанной технологии позволит говорить о целесообразности внедрения игровых компьютерных технологий в коррекционно-развивающий процесс по развитию у детей с тяжелыми нарушениями речи такого механизма социализации, как социальный интеллект, и сделать вывод об эффективности компьютерной технологии.

Изучение социального интеллекта детей с тяжелыми нарушениями речи проводится посредством разработанного комплекса диагностических методик, в который в том числе, вошли методики, прошедшие апробацию и стандартизацию в рамках выполнения проекта при финансовой поддержке РГНФ в 2010-2011 гг. «Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями», например такие методики, как: «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний», «Сказка», «Изучение способности определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации», «Я и школа» (Л.Ф. Фатихова [11]). Данные методики имеют возможности как качественного, так и количественного анализа, и в совокупности с результатами исследования по другим диагностическим методикам, позволяют судить не только об уровне и особенностях развития социального интеллекта у детей с тяжелыми нарушениями речи, но и провести сравнение результатов исследования до  и после применения комплекса компьютерных игр, а, следовательно, сделать выводы о динамике развития социального интеллекта у детей в условиях применения разработанной технологии и, следовательно, об ее эффективности и целесообразности дальнейшего внедрения в коррекционно-развивающую работу, направленную на социальную адаптацию и социализацию детей с тяжелыми нарушениями речи.



 

Список литературы

  1. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] / О. К. Агавелян. – Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. – 356 с.
  2. Володина, И. С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью [Текст]: дис. . канд. психол. наук / И. С. Володина. – СПб., 2004. - 194 с.
  3. Гаркуша, Ю. Ф., Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша,  Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. - 2004. - № 4. - С. 22-28.
  4. Дмитриева, Е. Е.  К проблеме коммуникативного развития дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 3(5). - С. 33-37.
  5. Кукушкина, О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе [Текст] / О. И. Кукушкина //Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 59.
  6. Кякинен, Э. И. Представления об абстрактном доб­ром и злом человеке у детей с ЗПР [Текст] / О. И. Кякинен // Психология и мо­раль. – СПб.: Речь, 2004. С. 210-214.
  7. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-метод. пособие / Л. Р. Лизунова. – Пермь: ПОИПКРО, 2005. – 60 с.
  8. Намазбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы [Текст]: методическое пособие / Ж. И. Намазбаева. – Алма-Ата: КазПИ им.АбаЯ, 1985. – 70 с.
  9. Репина, З. А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» [Текст] / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. - № 5(14). – С. 285-287.
  10. Тхоржевская, Л. В. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Л. В. Тхоржевская. – СПб., 2003. – 204 c.
  11. Фатихова, Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.
  12. Хлыстова, Е. В. Особенности социально-перцептивных процессов подростков с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е. В. Хлыстова. – Шадринск: ШГПУ, 2002. – 233 с.

Для ссылок: Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого- педагогической коррекции детей //  Логопед. 2014. № 2.

Ссылка на сайт журнала: http://www.logoped-sfera.ru/22014.html 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (14.05.2014)
Просмотров: 2353 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024