Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии

Ключевые слова: социальный интеллект, дети младшего школьного возраста, дети с отклонениями в развитии, дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта.


Исследование выполнено  при финансовой  поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Компьютерные игры как средство развития социального интеллекта детей с отклонениями в развитии»,  проект № 12-06-00041.


Проблема социального интеллекта впервые начала рассматриваться в зарубежной психологии (Дж. Гилфорд [3], Г. Олпорт [6], Э. Торндайк [9] и др.). В России проблема социального интеллекта, получив свое развитие при изучении взрослых и психически здоровых лиц, начала разрабатываться в психологии развития. Так, О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский и Ю. В. Мартиросова изучают социальный интеллект в его развитии, выясняют его форму, специфичную для каждого возраста, трансформации, которым она подвергается в последующих возрастах [8].

Для специальной психологии как отрасли психологической науки, занимающейся вопросами изучения, коррекции, реабилитации и адаптации детей и подростков с нарушениями психофизического развития, проблема изучения социального интеллекта представляет актуальность в связи с тем, что он может выступать одним из механизмов успешной адаптации к ситуации общения и взаимодействия (О. К. Агавелян [1]).

Исследования, касающиеся изучения социального интеллекта детей с отклонениями в развитии, представленные в работах О. К. Агавеляна [1], Н. Л. Коноваловой [4], Д. И. Намазбаевой [5] и др., преимущественно отражают особенности социального интеллекта и путей его развития у детей с интеллектуальными нарушениями – умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Социальный интеллект, являясь компенсаторным для детей с отклонениями в развитии, в связи с тем, что он более доступен им, чем академический, приобретает особую важность для детей, особенно с интеллектуальными нарушениями, т.к. ребенок вне зависимости от уровня его академического интеллекта, должен усваивать культурные нормы, стать субъектом культуры (по Л.Ф. Баяновой [2]), а это возможно лишь при достаточном уровне развития социального интеллекта, позволяющего реагировать на социальные ситуации, которые регламентируют культурные нормы.

В данный период имеется информация об уровне и особенностях развития социального интеллекта у детей с интеллектуальными нарушениями, исследований, вскрывающих развитие данного психологического феномена у детей с другими вариантами нарушенного развития, недостаточно. Таким образом, сфера социального интеллекта, в частности, такой его стороны как социально-перцептивные способности, является пока малоизученной и перспективной для дальнейшей разработки в области психологии детей с различными отклонениями в развитии.

В своем исследовании мы попытались учесть позиции представителей возрастного похода в изучении социального интеллекта (О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский и Ю. В. Мартиросова [8]) и исследования социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии (О. К. Агавелян [1], Н. Л. Коновалова [4], Ж. И. Намазбаева [5] и др.). Мы предположили, что и возраст, и вид отклоняющегося развития детей являются значимыми эффектами при развитии у них социального интеллекта. Целью нашего исследования было выявление уровня развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста с такими отклонениями в развитии, как общее недоразвитие речи, задержка психического развития и нарушение интеллекта. Исследование дополняет имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической науке данные о модально-специфических и модально-неспецифических особенностях развития социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии. Такое исследование позволит дифференцировано подойти к постановке задач коррекционно-развивающей работы, выбору способов психокоррекционной работы по развитию социального интеллекта у детей данных групп.

В исследовании приняли участие дети 8-11-летнего возраста, обучающиеся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях V (для детей с тяжелыми нарушениями речи), VII (для детей с задержкой психического развития) и VIII (для детей с умственной отсталостью) видов в количестве 106 человек, из них:

1)  30 учащихся с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) III уровня с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) «F 80 Специфические расстройства развития речи»;

2)  33 учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с заключением ПМПК «F 83 Смешанные специфические расстройства развития»;

3)  43 учащихся с нарушением интеллекта (далее – НИ) с заключением ПМПК «F 70 Легкая умственная отсталость».

В исследовании использовался авторский диагностический комплекс, состоящий из трех методик [7]: «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова), «Сказка» (Л. Ф. Фатихова), «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (Л. Ф. Фатихова).


Полный текст статьи см. в приложенном файле.

Для ссылок: Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова // Специальное образование. 2013. № 3. С. 87-97.


 



Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (13.11.2013)
Просмотров: 1686 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 fuemmeler7345  
0
Interesting site https://chastotnikispb.ru/

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024