Ключевые
слова: социальный интеллект, дети младшего школьного
возраста, дети с отклонениями в развитии, дети с общим недоразвитием речи, дети
с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта.
Исследование
выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках
научно-исследовательского проекта РГНФ «Компьютерные игры как средство развития
социального интеллекта детей с отклонениями в развитии», проект № 12-06-00041.
Проблема социального
интеллекта впервые начала рассматриваться в зарубежной
психологии (Дж. Гилфорд [3], Г.
Олпорт [6], Э. Торндайк [9]
и др.). В России проблема социального
интеллекта, получив свое развитие при изучении взрослых и психически здоровых
лиц, начала разрабатываться в психологии развития. Так, О. Б. Чеснокова,
Е. В. Субботский и Ю. В. Мартиросова изучают социальный
интеллект в его развитии, выясняют его форму, специфичную для каждого возраста,
трансформации, которым она подвергается в последующих возрастах [8].
Для
специальной психологии как отрасли психологической науки, занимающейся
вопросами изучения, коррекции, реабилитации и адаптации детей и подростков с
нарушениями психофизического развития, проблема изучения социального интеллекта
представляет актуальность в связи с тем, что он может выступать одним из механизмов
успешной адаптации к ситуации общения и взаимодействия
(О. К. Агавелян [1]).
Исследования,
касающиеся изучения социального интеллекта детей с отклонениями в развитии,
представленные в работах О. К. Агавеляна [1], Н. Л. Коноваловой [4], Д. И. Намазбаевой [5] и др., преимущественно отражают особенности
социального интеллекта и путей его развития у детей с интеллектуальными
нарушениями – умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Социальный
интеллект, являясь компенсаторным для детей с отклонениями в развитии, в связи
с тем, что он более доступен им, чем академический, приобретает особую важность
для детей, особенно с интеллектуальными нарушениями, т.к. ребенок вне
зависимости от уровня его академического интеллекта, должен усваивать
культурные нормы, стать субъектом культуры (по Л.Ф. Баяновой [2]), а это возможно лишь при достаточном уровне
развития социального интеллекта, позволяющего реагировать на социальные
ситуации, которые регламентируют культурные нормы.
В
данный период имеется информация об уровне и особенностях развития социального
интеллекта у детей с интеллектуальными нарушениями, исследований, вскрывающих
развитие данного психологического феномена у детей с другими вариантами
нарушенного развития, недостаточно. Таким образом, сфера социального интеллекта,
в частности, такой его стороны как социально-перцептивные способности, является
пока малоизученной и перспективной для дальнейшей разработки в области
психологии детей с различными отклонениями в развитии.
В своем исследовании мы
попытались учесть позиции представителей возрастного похода в изучении
социального интеллекта (О. Б. Чеснокова,
Е. В. Субботский и Ю. В. Мартиросова [8]) и
исследования социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии
(О. К. Агавелян [1], Н. Л. Коновалова
[4], Ж. И. Намазбаева
[5] и др.). Мы предположили, что и возраст, и вид отклоняющегося развития детей
являются значимыми эффектами при развитии у них социального интеллекта. Целью
нашего исследования было выявление уровня развития социального интеллекта детей
младшего школьного возраста с такими отклонениями в развитии, как общее
недоразвитие речи, задержка психического развития и нарушение интеллекта. Исследование
дополняет имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической науке данные
о модально-специфических и модально-неспецифических особенностях развития
социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии. Такое исследование
позволит дифференцировано подойти к постановке задач коррекционно-развивающей
работы, выбору способов психокоррекционной работы по развитию социального
интеллекта у детей данных групп.
В исследовании приняли
участие дети 8-11-летнего возраста, обучающиеся в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях V
(для
детей с тяжелыми нарушениями речи), VII (для детей с задержкой психического развития) и VIII (для детей с умственной
отсталостью) видов в количестве 106 человек, из них:
1) 30
учащихся с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) III уровня с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) «F 80 Специфические
расстройства развития речи»;
2) 33
учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с заключением ПМПК «F
83 Смешанные специфические расстройства развития»;
3) 43
учащихся с нарушением интеллекта (далее – НИ) с заключением ПМПК «F 70 Легкая умственная отсталость».
В исследовании
использовался авторский диагностический комплекс, состоящий из трех методик [7]:
«Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л. Ф.
Фатихова, А. А. Харисова), «Сказка» (Л. Ф. Фатихова), «Изучение способности
ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (Л. Ф. Фатихова).
Полный текст статьи см. в приложенном файле.
Для ссылок: Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова // Специальное образование. 2013. № 3. С. 87-97.
|