Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Фатихова Л.Ф. Формирование временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В содержание коррекционно-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития включены такие разделы как: «Действия с группами предметов», «Размер предметов», «Геометрические фигуры», «Количество и счет», «Пространственные и временные понятия». «Десяток», «Сложение и вычитание в пределах десяти» (Борякова Н.Ю. и Касицына М.А. [1], Шевченко С.Г. [2; 4]). 

В раздел «Пространственные и временные понятия» включаются задачи по формированию следующих умений:

1)    умение ориентироваться в пространстве (понятия: «слева – справа - посередине», «впереди – сзади», «на – над – под»);

2)    умение ориентироваться на плоскости (понятия: «слева – справа - посередине», «впереди – сзади», «на – над – под»);

3)    умение ориентироваться во времени суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь);

4)    умение ориентироваться во времени – в настоящем, прошедшем, будущем (сегодня, завтра, вчераастоящем, прошедшем, будущем ()мени - в вать их последовательностьмиы и размера);

5)    умение ориентироваться в днях недели;

6)    умение ориентироваться в месяцах года.

Все эти умения формируются сопряженно, однако умения, касающиеся ориентировки во времени, представляют наибольшую трудность в овладении дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Данный факт вызывает необходимость тщательной организации коррекционно-педагогической работы в данном направлении.

В структуре разработанной нами методики развития элементарных математических представлений дошкольников с задержкой психического развития входят техники по формированию вышеуказанных умений (Фатихова Л.Ф. [5; 6]). Отразим содержание коррекционно-педагогической работы по формированию временных представлений, а именно:

1)    умения ориентироваться во времени суток;

2)    умения устанавливать последовательность событий;

3)    умения ориентироваться в днях недели, месяцах.

Первые два умения начинают формироваться у дошкольников с задержкой психического развития в старшей группе детского сада, а последнее – в подготовительной к школе группе.

При разработке методики по формированию данных умений мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [2], согласно которой формирование умственных действий (интеллектуальных умений) у детей проходит ряд этапов. У дошкольников с ЗПР развитие общеинтеллектуальных умений происходит замедленно, поэтому для их эффективного обучения необходимо производить полный показ способов действия с объяснением последовательности действий и обучением их выполнению. Формирование общих интеллектуальных умений (ориентировки в задании, планирования деятельности, ее самоконтроля) целесообразно, по нашему мнению, производить, в том числе, и на материале умений, связанных с ориентировкой во времени.

Представим методику формирования данных умений.

Формирование умения ориентироваться во времени суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь)

Методы и приемы обучения. Основным приемом обучения при формировании данного умения на первом этапе (этапы описаны ниже) является речевой и наглядный образцы действия, после которых включается словесный прием – вопросы. Последний прием в качестве вспомогательного реализуется на втором этапе обучения, основным при этом является практический прием упражнения. Упражнение остается ведущим приемом и на последующих этапах, однако реализовывать его приходится на вербальном уровне – возможности предметно-практической деятельности детей исключаются. На последнем этапе в качестве как метода, так и средства обучения выступает рассказ педагога.

Материал:

1)    сюжетные картинки с изображением определенного времени суток;

2)    текст рассказов;

3)    сюжетные картинки с изображением занятий людей (взрослых и детей) в различное время суток

Этапы коррекционно-педагогической работы:

1. Формирование ориентировочной основы действия. Педагог рассказывает детям историю, последовательно отражающие временные отрезки, знаменующие утро, день, вечер, ночь. Рассказ сопровождается показом соответствующих картинок серии и подбором соответствующих рассказу и времени суток картинок с занятиями людей. После рассказа педагог задает вопросы, а дети, опираясь на изображения на картинках и на вопросы педагога, отвечают (используется материал №№1, 2).

2. Формирование умения выполнять развернутое практическое умственное действие по упорядочиванию серии сюжетных картинок, отражающих изменения времени суток – дошкольники активно действуют с сериационными картинками и параллельно отражают в речи порядок событий. Затем детям задаются вопросы о том, когда это бывает – утром, днем, вечером или ночью.

3. Формирование умения упорядочивать картинки с изображениями явлений, не имея возможности прикоснуться к данным картинкам. Для этого дошкольники говорят педагогу, какую картинку надо поставить первой, какую второй и т.д. События на картинках описываются детьми, составляется в связный рассказ. При этом дети побуждаются к отражению в рассказе названия времени суток, которому относится описание.

4. Обучение умению определять время суток на основе прослушанного рассказа или загадки. После того как дошкольники определили заданное время суток, они должны аргументировать свой ответ (материал № 2).

Примечания:

1)    на всех этапах обучения перед выполнением задания деятельность дошкольника мотивируется, а после выполнения в речи констатируется ее результат;

2)    действие на каждом этапе формирования комментируется, речь при этом отражает последовательность тех действий, которые производятся дошкольником, и сериационные отношения, которые устанавливаются между упорядочиваемыми явлениями;

3)    действие усложняется в следующих направлениях:

а) от определения полярных времен суток (утро – вечер) переходят к выделению смежных временных промежутков (утро – день, вечер – ночь и др.);

б) уменьшается мера помощи дошкольникам со стороны педагога;

в) от предоставления в качестве определительных ярких, хорошо знакомых дошкольникам признаков времени суток переходят к менее выраженным менее знакомым детям признакам

г) исключается опора на зрительный анализатор, т.е. задание становится полностью вербализованным.

Формирование умения устанавливать последовательность событий («вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже»)

Методы и приемы обучения. Основным приемом при обучении упорядочиванию объектов является упражнение, подготовка к выполнению которого осуществляется с помощью наглядного образца как способа действия. Параллельно с наглядным ребенку предоставляется речевой образец, в котором ребенок отражает производимые с предметами действия. В дальнейшем, с изменением материала и признака для сериации, действие усложняется: от упорядочивания объемных предметов ребенок постепенно переходит к упорядочиванию изображенных предметов, от упорядочивания предметов (по внешнему признаку – величине) происходит переход к упорядочиванию событий (явлений, сменяющихся во времени). Отметим, что предметно-практическая деятельность сопровождает обучение действию сериации событий на всех этапах, однако претерпевает значительные преобразования, связанные как с изменением содержания материала и признака для упорядочивания, так и с совершенствованием деятельности самого ребенка.

Материал представлен различными видами наборов, которые применяются в соответствии с задачами формирования умственного действия на определенном этапе:

1)    серии сюжетных картинок;

2)    текст рассказов и сказок;

Этапы коррекционно-педагогической работы:

1. Формирование ориентировочной основы действия посредством образца педагога с комментированием в речи последовательности действий. Педагог предлагает вниманию детей серию картинок и составляет по ней рассказ. У дошкольников стимулируется отраженная речь – повторение  формулировок, произносимых педагогом («Сначала случилось…, потом…» и т.д.). Затем действие по образцу педагога повторяется самим детьми (материал №№ 1, 2).

2. Формирование умения выполнять развернутое практическое умственное действие по упорядочиванию серии сюжетных картинок, отражающих временные изменения событий – ребенок активно действует с сериационными картинками и параллельно отражает в речи порядок событий (материал № 1).

3. Формирование умения упорядочивать картинки с изображениями явлений, не имея возможности прикоснуться к данным картинкам. Для этого дошкольники говорят педагогу, какую картинку надо поставить первой, какую второй и т.д. События на картинках описываются детьми, составляется в связный рассказ (материал № 1).

4. Обучение умению использовать для отражения временных отношений (понятия: «рано – поздно», «позже – раньше», «вчера – сегодня – завтра», и др.) в процессе анализа серии сюжетных картинок и в ответе на вопросы по прослушанному рассказу педагога (материал №№ 1, 2).

Примечания:

1)    перед выполнением задания деятельность дошкольника мотивируется, а после выполнения в речи констатируется ее результат;

2)    действие на каждом этапе формирования комментируется, речь при этом отражает последовательность тех действий, которые производятся дошкольником, и сериационные отношения, которые устанавливаются между упорядочиваемыми явлениями;

3)    действие усложняется в следующих направлениях:

а) увеличивается количество событий следствий в цепочке;

б) уменьшается мера помощи дошкольникам со стороны педагога;

в) исключается опора на зрительный анализатор, т.е. задание становится полностью вербализованным.

Формирование  умения ориентироваться в днях недели, месяцах

Методы и приемы обучения. Один из основных методов обучения данному умению – наблюдение. Наблюдение детей организуется посредством вопросов познавательного характера, ответов на них, данных самим педагогом и детьми, указаний педагога, призванных направить внимание на те или иные временные признаки, воспроизвести ранее усвоенные знания и т.п. Второй, третий и четвертый этапы обучения реализуются посредством приемов упражнения и вопросов направляющего характера. Кроме того, на четвертом этапе обучения в связи с усложнением действия включается метод дачи образца действия, рассматривание, указания, вопросы. На последнем этапе доминирующим приемом обучения вновь становится упражнение.

Материал составляют наборы:

1)   дидактические пособия-круги для выделения месяцев, дней недели: «Недельный круг» (для выделения дней недели), «Годичный круг» (для выделения месяцев и времен года. Соответственно «Недельный круг разбит на 7 частей, «Годичный круг» – на 12. Пособие «Месячный круг» имеет еще и разбивку по временам года. Так, круг разделен на 4 части по цветовой гамме: осенние месяцы выполнены в желто-оранжевых тонах, зимние – в бело-синих, весенние – в зеленых, летние – в красных. В данных кругах, которые устроены по принципу часов с указательной подвижной стрелкой, прикрепленной к центру, имеется внутренний малый круг с символически обозначенным цветом и буквами, знаками месяца, дня недели, части суток и внешний круг, к которой можно прикрепить различные картинки или предметные фигуры, обозначающие тот или иной временной признак;

2)   сюжетные картинки с признаками месяцев года;

3)   символические предметные фигуры для ориентировки в днях недели и месяцах.

Этапы коррекционно-педагогической работы:

1. Формирование ориентировочной основы действия – педагог в процессе демонстрации соответствующего дидактического пособия-круга и картинок ставит указательную стрелку на соответствующий день недели (месяц), прикрепляет к внешнему кругу картинки и предметные фигуры, выделяет признаки данного дня недели (месяца), а дети повторяют формулировки педагога (материал №№ 1-3).

2. Формирование самостоятельного действия по выделению признаков временных явлений: дошкольники при наводящих вопросах педагога. Педагог в качестве опоры может использовать картинки с признаками месяца, дня недели, делает при необходимости подсказы (материал №№ 1-3).

3. Формирование умения дифференцировать признаки временных явлений: дошкольникам предлагается ряд признаков различных дней недели (например: рабочего понедельника и выходного воскресенья), месяцев (например: февраля и марта, апреля и мая и дается задание выделить среди них те признаки, которые имеют отношение к заданному временному промежутку, например: «Найдите картинку, на которой нарисована одежда, которую мы носим ранней осенью в сентябре» и т.п. При каждом выборе детей просят обосновать свой выбор (материал №№ 1-3).

4. Обучение сравнению признаков двух дней недели (двух месяцев). Сравнение проводится при наводящих вопросах педагога. Данный этап используется как итоговый не ранее чем через полгода после начала учебного года. При необходимости педагог дает образец сравнения (материал № 1-3).

5. Формирование умения классифицировать признаки временных изменений, при этом используются основание для группировки – месяц. Данный этап также используется как итоговый не ранее чем через полгода после начала учебного года. Количество классов, которые следует сформировать, может варьироваться – от 2 до 3 (материал №№ 1-3).

Примечания:

1)    усложнение задания ведется в направлениях:

а) количество признаков месяца, подлежащих выделению, сравнению и классификации, расширяется;

б) от заданных педагогом целевых признаков переходят к самостоятельному выделению их детьми;

в) уменьшается мера помощи, предоставляемая детям при выполнении действия.

Описанная поэтапность формирования умений по направлению «Развитие элементарных математических представлений» разработана и апробирована и для других умственных действий (умение выделять цвет, форму и размер предметов, счетные умения, умения решать примеры и простейшие арифметические задачи) и показала свою эффективность в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждений компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Для ссылок: Фатихова, Л.Ф.  Формирование временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 г. Уфа) / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – С. 167-169.

Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (07.08.2012)
Просмотров: 4156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024