Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 21.05.2024, 00:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Фатихова Л.Ф. Обучение ориентировке в пространстве детей с интеллектуальными нарушениями

На современном этапе в специальной педагогике и психологии к детям с интеллектуальными нарушениями относят детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития. Ориентировка в пространстве – одно из свойств, являющееся одной из базовых составляющих психической деятельности, имеющих, однако, недостаточность у дошкольников с интеллектуальными нарушениями обеих названных категорий. Это ставит задачу разработки эффективных средств и способов коррекционной работы по формированию данного приема познавательной деятельности. С этой целью мы решили воспользоваться материалом диагностической методики для выявления степени развития наглядно-схематичной формы мышления, разработанной Л.А. Венгером и В.В. Холмовской (1978). Данная методика, на наш взгляд, – отличное средство для развития у дошкольников с интеллектуальными нарушениями как  перцептивной деятельности, так и наглядных форм мышления. Представляем разработанную на этой основе методику формирования умения пользоваться различными типами условных изображений для ориентировки в пространстве.

Методика формирования умения пользоваться различными типами условных изображений для ориентировки в пространстве

Методы обучения. Доминирующим методом при формировании данного умения является моделирование. Моделирование имеет предметно-схематический характер и развивает не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Предметно-схематическое моделирование дополняется такими способами обучения, как показ, образец действия, пояснение, жестовое указание. Доля последних в ходе коррекционно-педагогического воздействия постепенно уменьшается по мере усвоения действия и, в конце концов, полностью замещается моделированием. Сам процесс моделирования в процессе обучения также претерпевает изменения. Так, включенная в него предметно-практическая деятельность становится все более обобщенной, абстрагированной (что осуществляется посредством замены схем с предметными изображениями на схемы с абстрактным материалом – геометрическими фигурами). Однако элементы моторных действий все же остаются, и мышление ребенка не отрывается полностью от предметно-практической деятельности. На последнем этапе моделирование объединяется с другим практическим методом, проверкой, цель применения которой – подвести дошкольника к осознанию адекватности (неадекватности) созданной им модели предъявленным условиям задачи.

Материал представлен листами картона с изображением полянок с различными разветвленными дорожками и домиками, части дорожек помечены предметными ориентирами на пути к домику (макеты полянок см. на рис. 1).

В зависимости от этапа формирования умственного действия полянки имеют различную форму и содержание:

1)     полянки с объемными домиками и предметными ориентирами (деревьями, цветами, насекомыми, ягодами, фруктами и др.) на дорожках;

2)     полянки с объемными домиками и предметными изображениями в качестве ориентиров;

3)     полянки с изображениями меток-ориентиров (геометрических фигур), выступающих в качестве заместителей предметных ориентиров.

В зависимости от количества разветвлений полянки различаются:

1)     полянки с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи);

2)     полянки с двумя разветвлениями (3-4 варианта решения).

В зависимости от количества ходов, которые должен сделать ребенок (объектов-ориентиров, которые нужно пройти), чтобы достичь цели (дойти до домика) различают:

1)     двухходовые полянки (два предмета или две метки-ориентира на пути к каждому домику);

2)     трехходовые полянки (три ориентира).

К каждой полянке прилагается последовательность объектов: ряд объемных предметов, идентичных тем, что стоят в качестве ориентиров на полянке или карточка, называемая письмом, на которой изображен ряд предметов или меток-заместителей, аналогичных изображенным на полянке.

К дидактическому материалу относятся игрушка-зверек, которая «прячется» в домике, и игрушка-зверек для актуализации ребенком действия передвижения к домику.

Этапы коррекционно-педагогической работы:

1. Формирование ориентировочной основы действия: педагог производит действия с объемным материалом с объяснением того, как пользоваться в качестве опоры рядом предметов, последовательность которых нужно спроецировать и увидеть на полянке, с показом и рассказом того, как передвигать зверька по дорожке.

2. Формирование развернутого практического умственного действия ребенка с объемным материалом: дошкольник побуждается к обследованию предметов как на полянке, так и в ряде предметов-ориентиров.

3. Формирование практического умственного действия с опорой на предметные изображения-ориентиры.

4. Формирование умения действовать с метками-заместителями: реальные предметы и  предметные изображения-ориентиры заменяются геометрическими формами различного цвета, формы, размера.

5. Формирование умения планировать действия с последующим проверкой «гипотезы»: ребенок сначала «читает письмо», рассказывает, по какой последовательности ориентиров должен идти зверек, затем выполняет действие практически.

В ходе обучения данному действию педагогу следует соблюдать ряд условий:

1)     ребенок побуждается к полному комментированию своих действий – отражению в речи последовательности выполняемых ходов, называнию ориентиров;

2)     действия мотивируются, констатируется его результат от третьего лица (от имени игрушки-зверька);

3)     применяются различные варианты помощи детям со стороны педагога: наводящие вопросы с называнием ориентиров (если ребенок не может назвать предмет, цвет, форму или размер геометрической фигуры), повторный показ способа действия, словесные указания, сопровождающиеся жестами, к какому ориентиру двигаться и др.;

4)     переход к последующему этапу совершается только в случае усвоения детьми действия на предыдущем этапе. В ситуации полного неуспеха ребенка в реализации поставленной перед ним задачи осуществляется возврат на более низкий уровень формирования действия (на предыдущий этап);

5)     активно используется кинестетика (ощупывание объемных объектов, обведение контуров изображений пальцем, указательный жест) как компенсаторный механизм, что является особенно важным для детей с интеллектуальной недостаточностью;

6)     задание усложняется по следующим направлениям:

а) осуществляется переход от объемных предметов-ориентиров к их изображениям и далее – к геометрическим формам;

б) производится переход от оперирования крайне полярными ориентирами к ориентирам, имеющим черты идентичности (один цвет, форму, родовидовую принадлежность), и далее к однородным объектам, отличающимся лишь одним признаком (цветом, формой, размером);

в) первоначально решаются задачи двухходовые, в дальнейшем, по мере освоения действия, – трех-, четырехходовые;

г) возрастает количество альтернативных вариантов решения задачи (от двух до четырех) – путем увеличения разветвлений дорожек (от одного до двух).

Приведем примеры фрагментов занятий по предложенной нами методике.

Задание «Проводим ежика в гости к белочке» (фрагмент занятия по формированию ориентировочной основы действия ориентировки в пространстве)

Цель: формирование ориентировочной основы действия ориентировки в пространстве при решении 2-х-ходовых задач с объемными предметами-метками.

Материал: 1) полянка с дорожкой с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи – см. полянку № 1 на рис. 1), на концах дорожек располагается по одному домику;

2) 2 картонных домика, под которые можно спрятать небольшую игрушку;

3) 5 мелких предметов-игрушек: 2 елочки, 2 цветка, 1 бабочка;

4) 2 игрушки-зверька (например, белочка и еж).

Перед детьми расположена на столе полянка с дорожками, на концах которых стоят два домика. В один из них (в тот, который находится на конце левой дорожки) педагог предварительно до занятия прячет игрушку белочку. На пути к каждому домику расположены предметы-метки: в самом начале (около «травки») – елка, у левой дорожки – цветок, у правой – бабочка. Кроме того, перед детьми располагается ряд из двух предметов в следующей последовательности: елочка, цветочек. На этот ряд дети будут ориентироваться при решении задачи.

Итак, белочка спрятана в одном из домиков, а вторую игрушку, ежика, педагог держит в руках и говорит детям: «Ежик дружит с белочкой, и белочка позвала ежика к себе в гости. Но белочка живет далеко, и ежик может по дороге заблудиться. Чтобы он не заблудился, мы покажем ему дорогу к домику, где живет белочка. Хорошо? Посмотрите, здесь два домика. Чтобы дойти до белочки, нужно сначала пройти елочку, а затем – цветок (внимание детей обращается на 2 предмета, расположенных перед ним). Что надо сделать? Давайте поведем ежика (педагог совершает движение с ежиком в руках по полянке и одновременно обговаривает действие). Ежик сначала проходит мимо елочки, а теперь идет мимо цветка. Давайте проверим, правильно ли ежик нашел домик белочки, в этом ли домике она живет (педагог поднимает домик и, обнаруживая там игрушку-белку, имитирует встречу белки и ежика). А теперь вы сами помогите еще раз дойти ежику до домика белочки».

Дети поочередно воспроизводят показанные педагогом действия с отражением их в активной речи. Если кто-либо из детей не комментирует свои действия, педагог побуждает его к этому посредством следующих вопросов:

1.      К кому пошел ежик в гости?

2.      Мимо чего сначала прошел ежик?

3.      Что потом встретил по дороге ежик?

4.      Куда пришел ежик? и т.п.

В процессе решения задачи педагог побуждает детей обследовать предметы-метки руками, называть некоторые их качества (цветок красный, елка зеленая и т.п.).

В итоге выполнения задания педагог задает вопросы детям, хвалит их, констатирует вместе с ними результат деятельности: «Ежик пришел к белочке, и они стали играть вместе».

Задание «Приютим котенка (фрагмент занятия по формированию практического умственного действия с опорой на предметные изображения-ориентиры)

Цель: формирование практического умственного действия ориентировки в пространстве с опорой на предметные изображения-ориентиры.

Материал: 1) полянка с дорожкой с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи – см. полянку № 1 на рис. 1), на концах дорожек располагаются по одному домику;

2) 2 картонных домика;

3)     карточка-«письмо» с изображенными по вертикали снизу вверх следующих предметов: травка, елка, ягодка, домик (см. письмо № 1 рис. 2);

4)     3 карточки с изображениями елки, цветка и ягодки;

5)     2 игрушки: маленькая кукла и игрушка-кошка.

На столе разложена полянка с домиками и вложенными в кармашки картинками с изображением: у травки – елочка, у левой дорожки – цветок, у правой – ягодка. Также перед детьми лежит карточка-«письмо». В домике, на конце правой дорожки спрятана маленькая девочка-кукла.

Педагог подает одному из детей игрушку-кошку и говорит: «Это котенок Васька. Он маленький и совсем один. Ему негде жить. У него нет хозяйки. Что же ему делать? Ему сказали, что в каком-то из этих домиков живет девочка Настя. Она очень добрая и возьмет котенка к себе жить. Чтобы Вася не заблудился, Настя отправила ему письмо, в котором нарисовала, как ему дойти до ее домика. Вот оно. Посмотрите, сначала от травки надо пройти мимо елочки. Потом надо пройти около ягодки, и придешь к домику Насти. Вася еще маленький, поэтому поможем ему дойти до дома Насти».

Ребенок выполняет задание, называя действия по ходу их реализации: «Вася от травки идет к елочке, потом подходит к ягодке, и подошел к домику Насти».

После окончания действия педагог поднимает домик и показывает детям, правильно ли дошкольник помог котенку  найти домик Насти. Если действие выполнено верно, то педагог имитирует встречу Насти и котенка, если неверно – действие начинается снова с корректировкой со стороны педагога.

Подобным образом действие выполняется каждым дошкольником группы.

Если ребенок не комментирует в речи производимые им действия, педагог стимулирует его к этому посредством наводящих вопросов, например: «Мимо чего прошел котенок? Куда пришел котенок? и т.п.».

В ситуации, когда кто-либо из детей не справляется с заданием, ему предъявляется помощь в следующей последовательности:

1)      педагог указывает на ошибку ребенка и предлагает исправить ее;

2)      педагог, указывая последовательно на объекты в «письме» (снизу от травки вверх к домику), спрашивает: «Мимо чего сначала должен пройти котенок (указывает на елочку)?», ребенок после этого продвигает котенка по дорожке до елочки, затем педагог снова спрашивает: «А теперь мимо чего должен пройти котенок (указывает на ягодку)?» и т.д.;

3)      педагог демонстрирует действие сам, затем просит ребенка повторить его.

В итоге выполнения задания детьми педагог просит рассказать котенка, как он добрался до Настиного домика (один из дошкольников рассказывает от имени котенка).

 Задание «В гости к Наташе» (фрагмент занятия по формированию умения действовать с метками-заместителями)

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве с опорой на ориентиры абстрактного характера при решении двухходовых задач на «полянках» с двумя разветвлениями.

Материал: 1) полянка с двумя разветвлениями, двухходовая (см. полянку № 3 на рис. 1);

2) 4 домика;

3) карточка-«письмо» № 2 (рис. 2): красный круг, зеленый треугольник, домик;

4) картинки с геометрическими ориентирами: красным кругом, зеленым треугольником, красным квадратом, зеленым овалом, синим квадратом, красным треугольником, желтым треугольником, красным прямоугольником;

5) две маленькие куклы: кукла-девочка и кукла-мальчик.

На столе разложена полянка с четырьмя домиками и вложенными в кармашки картинками с изображениями по первой дорожке – красного круга и зеленого треугольника, по второй дорожке – красного квадрата, зеленого овала, по третьей дорожке – синего квадрата, красного треугольника, по четвертой дорожке – желтого треугольника, красного прямоугольника. В домике на конце первой дорожки спрятана кукла-девочка. Перед детьми также находится карточка с «письмом». Педагог вкладывает куклу-мальчика в руки одного из детей и говорит: «Саша решил сходить в гости к Наташе. Давайте поможем ему найти, где живет Наташа».

Далее дети поочередно выполняют задание, ориентируясь на «письмо» и комментируя свои действия в речи. После выполнения предлагаемого задания педагог поднимает домики, и дети удостоверяются в том, правильно ли они выполнили задание, к тому ли домику привели куклу. Если задание выполнено верно, педагог имитирует встречу Саши и Наташи, если нет, действие выполняется снова с коррекцией ошибок.

Если кто-либо из детей не комментирует производимые им действия в речи, педагог стимулирует его к этому посредством наводящих вопросов, например: «Мимо чего прошел Саша? Куда пришел Саша? и т.п.».

В ситуации, когда ребенок не справляется с заданием, ему предъявляется помощь в следующей последовательности:

1) педагог указывает на ошибку ребенка и предлагает исправить ее;

2) педагог, указывая последовательно на ориентиры (снизу от травки вверх к домику), спрашивает: «Мимо чего сначала должен пройти Саша (указывает на первый ориентир на «письме»)?», ребенок после этого продвигает куклу по дорожке, затем педагог снова спрашивает: «А теперь мимо чего должен пройти Саша (указывает на следующий ориентир на «письме»)?» и т.д.;

3) педагог демонстрирует действие сам, затем просит ребенка повторить его.

Педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, например: «Куда пошел Саша? Мимо чего прошел Саша?».


Для ссылок: Фатихова, Л.Ф.  Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Современное дошкольное образование. – 2009. - № 6. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – С. 32-40.

Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (19.05.2010)
Просмотров: 6046 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.6/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024