Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 10.05.2024, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Коррекционная педагогика и специальная психология
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Дифференциальная диагностика наглядных форм дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Ключевые слова: дошкольники с интеллектуальными нарушениями; дошкольники с задержкой психического развития; дошкольники с умственной отсталостью; дифференциальная диагностика, наглядные формы мышления.


Исследование мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями – достаточно разработанная проблема в специальной психологии и педагогике (С. Д. Забрамная [1], Л. И. Переслени [2], У. В. Ульенкова [4], О. Н. Усанова [5]  и др.). Однако, в последние годы в популяции детей данной группы, в том числе и среди дошкольников с интеллектуальными нарушениями, обнаруживаются значительные изменения, связанные с модификацией дефекта. Все чаще среди детей с интеллектуальными нарушениями встречаются дети, интеллектуальный дефект которых отягощен дополнительными нарушениями, различными заболеваниями, например:

1)    дети, интеллектуальные нарушения которых сопровождаются выраженными нарушениями речи – отсутствием речи («безречевые» дети с умственной отсталостью), нарушением речи системного характера (дети с задержкой психического развития);

2)    дети, интеллектуальные нарушения которых отягощены нарушениями аутистического спектра;

3)    дети, интеллектуальные нарушения которых сочетаются с симптомами гипердинамического синдрома и др.

В этой ситуации встает задача не только определения первичного дефекта, но и выявления познавательных возможностей ребенка. Модификация интеллектуального дефекта у детей привела к тому, что известные экспериментально проверенные и теоретически обоснованные данные о дифференциальных признаках детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью не могут удовлетворить потребности практики по определению образовательного маршрута ребенка. В связи с этим появляется необходимость разработки новых средств дифференциальной диагностики познавательной деятельности детей данных групп.

В нашем исследовании нас интересовали уровень и особенности развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (ЗПР и легкой умственной отсталостью) как одного из основных видов познавательной деятельности, а именно: развитие таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное.

Для выявления специфики мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями нами были обследованы и дети с сохранным интеллектом. В исследовании приняли участие дети 6-7-летнего возраста, находящиеся в условиях как массового (нормально развивающиеся дети), так и специального (коррекционного) обучения и воспитания (дети с ЗПР и умственной отсталостью).  Анализировались результаты исследования, полученные на выборке из 180 детей, из них: 53 нормально развивающихся детей, 87 детей с ЗПР и 40 детей с умственной отсталостью. В качественном анализе использовались все полученные данные, для статистической обработки данных использовались данные обследования 117 детей (репрезентативность выборки).

Чтобы просмотреть полный текст статьи, следует пройти по ссылке: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=459673


Для ссылок: Фатихова Л.Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями детей с различными отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Специальное образование. 2012. № 4. С. 72-80.



Категория: Мои статьи | Добавил: lidok (13.11.2013)
Просмотров: 894 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024