Ключевые слова: дошкольники с интеллектуальными нарушениями; дошкольники с
задержкой психического развития; дошкольники с умственной отсталостью; дифференциальная
диагностика, наглядные формы мышления.
Исследование
мыслительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями – достаточно
разработанная проблема в специальной психологии и педагогике (С. Д. Забрамная
[1], Л. И. Переслени [2], У. В. Ульенкова
[4], О. Н. Усанова [5] и др.).
Однако, в последние годы в популяции детей данной группы, в том числе и среди
дошкольников с интеллектуальными нарушениями, обнаруживаются значительные
изменения, связанные с модификацией дефекта. Все чаще среди детей с
интеллектуальными нарушениями встречаются дети, интеллектуальный дефект которых
отягощен дополнительными нарушениями, различными заболеваниями, например:
1)
дети, интеллектуальные нарушения которых
сопровождаются выраженными нарушениями речи – отсутствием речи («безречевые»
дети с умственной отсталостью), нарушением речи системного характера (дети с
задержкой психического развития);
2)
дети, интеллектуальные нарушения которых
отягощены нарушениями аутистического спектра;
3)
дети, интеллектуальные нарушения которых
сочетаются с симптомами гипердинамического синдрома и др.
В этой ситуации встает задача не только определения первичного
дефекта, но и выявления познавательных возможностей ребенка. Модификация
интеллектуального дефекта у детей привела к тому, что известные
экспериментально проверенные и теоретически обоснованные данные о
дифференциальных признаках детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития (ЗПР) и умственной отсталостью не могут удовлетворить потребности
практики по определению образовательного маршрута ребенка. В связи с этим появляется
необходимость разработки новых средств дифференциальной диагностики познавательной
деятельности детей данных групп.
В нашем исследовании нас интересовали уровень и особенности развития мыслительной
деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (ЗПР и легкой
умственной отсталостью) как одного из основных видов познавательной
деятельности, а именно: развитие таких форм мышления, как наглядно-действенное
и наглядно-образное.
Для выявления специфики мыслительной деятельности детей с
интеллектуальными нарушениями нами были обследованы и дети с сохранным
интеллектом. В исследовании приняли участие дети 6-7-летнего возраста,
находящиеся в условиях как массового (нормально развивающиеся дети), так и специального
(коррекционного) обучения и воспитания (дети с ЗПР и умственной отсталостью). Анализировались
результаты исследования, полученные на выборке из 180 детей, из них: 53
нормально развивающихся детей, 87 детей с ЗПР и 40 детей с умственной
отсталостью. В качественном анализе использовались все полученные данные, для
статистической обработки данных использовались данные обследования 117 детей
(репрезентативность выборки).
Чтобы просмотреть полный текст статьи, следует пройти по ссылке: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=459673
Для ссылок: Фатихова Л.Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями детей с различными отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Специальное образование. 2012. № 4. С. 72-80.
|